История

Детская музыкальная школа

Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского

Детская музыкальная школа при Музыкального училища (колледжа) при Московской консерватории существует с момента основания «Общедоступного Музыкального училища В.Ю.Зограф-Плаксиной» (с 12 октября 1891 г.). С самого начала основательница училища и школы Валентина Юрьевна Зограф-Плаксина предполагала производить прием на младшее отделение детей, начиная с 7 лет. Это нашло свое отражение в п.2 Устава Училища, утвержденном московским градоначальником 2 ноября 1913 г. Тогда наряду с музыкальными дисциплинами учащиеся проходили и общеобразовательные дисциплины.

Школа существовала вначале как младшее отделение училища, а с момента национализации (1919 г.) – как его «первая ступень».

В 1926 году детское отделение училища (называвшегося тогда «Музыкальным техникумом имени А. и Н.Рубинштейн») было преобразовано в Детскую музыкальную школу при Техникуме с 4-летним обучением.

В 1933 году, в соответствии с постановлением Наркомпроса СССР от 27.06.1933, ДМШ оформилась как Музыкальная школа-семилетка музыкального училища при Московской консерватории. В послевоенный период общее среднее образование ученики школы в обязательном порядке должны были получать в средней школе.

Осенью 1941 года Школа была закрыта, но уже весной 1942 года учащиеся снова приступили к занятиям.

Еще до войны в Школу приходят музыканты-теоретики В.А. Вахромеев (воспитанник Училища) и Т.Г. Катуар, пианистка В.В. Чертова, скрипачка И.И.Гаухман, хормейстер В.Г. Соколов. Эти педагоги, а также пришедшие после войны преподаватели (В.А. Натансон, П.В. Месснер, Л.В.Мохель, В.М. Хорошина – фортепиано; М.С.Глезарова – скрипка; М.П.Мчеделов – арфа; Ю.Г.Ягудин – флейта; М.М.Оруджев – гобой; В.Г.Жаданова – сольфеджио, А.И.Лагутин – музыкальная литература) стали впоследствии основателями важнейших традиций учебного заведения, из которых и складывается понятие «школы» для музыканта.

До начала 1960-х годов оба учебных заведения помещались в одном трехэтажном здании, построенном еще до 1917 г. В 1929-1959 гг. директором училища и школы была Рахиль Львовна Блюман – опытный организатор, свободно ориентирующийся во всех музыкальных делах училища и школы.

Пришла на работу в ДМШ при училище в сентябре 1955 года. В течение 40 лет (1955-1995) должность заведующей учебной частью школы, занимала Зоя Константиновна Леонова. Все эти годы она также была руководителем хорового класса школы.

Наиболее многочисленным в послевоенный период был педагогический состав фортепианного отделения школы, который возглавляла Вера Викторовна Чертова. В 50-е годы в школе существовали классы скрипки, виолончели, контрабаса и арфы. Духовое отделение находилось в стадии формирования: на духовых инструментах обучалось всего несколько учеников. Позже был открыт восьмой класс – для подготовки выпускников к поступлению в училище. не осуществлялась. Уже в 50-е годы ученики школы привлекались к публичным выступлениям – как в школе, так и за её пределами.

После войны начался процесс формирования теоретического отделения школы. В школе работала группа сильных педагогов-теоретиков, которые вели положенные по учебному плану сольфеджио и музыкальную литературу. Самым старшим из них был В.А. Вахромеев. Опорой теоретической педагогики была в то время В.Г. Жаданова – воспитатель, педагог, знаток своего дела. Музыкальную литературу преподавали музыковеды С.С. Зив и А.И. Лагутин.

Педагоги ДМШ при училище. 1957 г.
Педагоги ДМШ при училище. 1957 г.
Верхний ряд: П.В. Месснер, Ю.А. Брейтбург, М.П. Мчеделов, Я.Б. Звагельский, А.И. Лагутин, Я.И. Мильштейн, И.А. Шпигель, З.К. Леонова;
Средний ряд: Л.Л. Артынова, К.В. Кучакевич, И.И. Гаухман, М.С. Глезарова, В.Г. Жаданова, Т.К. Брянцева, К.И. Миркина, В.М. Хорошина;
Нижний ряд: Т.Г. Катуар, Л.П. Ефимова, Р.Л. Блюман, В.В. Чертова, К.И. Барскова, В.А. Вахромеев.

В школе всегда функционировал класс сочинения. В разные годы его вели известные композиторы – Г.Литинский, Г.Фрид, А.Пирумов, Н.Сидельников, К.Баташов, И.Соколов.

В 1959 году начались заметные перемены, произошла «перетряска кадров». В течение двух лет директором школы являлся С.Т. Кальянов. На место преподавателей и концертмейстеров старшего поколения пригласили молодых музыкантов – воспитанников МГК им. П.И. Чайковского и ГМПИ им. Гнесиных. В этой работе директору активно помогала Л.Л. Артынова – тогда секретарь партийной организации. В апреле 1961 года она была назначена директором училища и школы, проработав на этом посту до конца 1990-х годов. Данный период жизни училища и школы был ознаменован немалыми достижениями в подготовке музыкальных кадров и развитии музыкальной педагогики. В школе были окончательно сформированы три отделения – фортепианное, струнное и духовое; было создано теоретическое отделение; начал функционировать 8-й – подготовительный – класс.

В 1969 году в школе начала работать опытный методист Т.А. Калужская. В 1984 году она создала отличную программу по сольфеджио, преподавание по которой ведется до сих пор. В преподавании сольфеджио также используются элементы педагогической системы К.Орфа, имеется комплект специализированных музыкальных инструментов для развития творческих способностей у детей – «оркестр Карла Орфа».

С 1970 года школьники получили возможность обучаться игре на органе и клавесине: в Училище в то время появились эти инструменты. Данная возможность стала особенно актуальной после введения в 2002 году в учебный план колледжа новой специальности – «Орган».

В настоящее время руководство школой осуществляют директор школы и колледжа В.П. Демидов и зам. директора по школе и педагогической практике Т.В. Казакова. За последние 15 лет были значительно расширены творческие связи школы. Ее ученики ежегодно выступают на нескольких концертных площадках Москвы, участвуют в международных фестивалях и конкурсах. Школа сотрудничает с несколькими благотворительными фондами.

Поделитесь этой страницей