Оркестр Карла Орфа
Детская музыкальная школа
Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского
Отделения школы: Фортепианное | Струнное | Духовых и ударных инструментов | Теоретическое | Общее фортепиано
«Почему вы привели своего ребенка в музыкальную школу? Возможно, вы заметили, что он с увлечением поет, двигается под музыку, подходит к инструменту, пытается сам музицировать. Возможно, это пока только лишь ваше горячее желание – дать ребенку основы музыкального образования, Как бы то ни было, в любом деле «труден первый шаг». Желание творить, выражать себя в музыке нередко угасает, едва ребенок столкнется с необходимостью ежедневной кропотливой работы. Как помочь малышу, как поддержать его интерес, как сделать так, чтобы он сразу почувствовал ту эмоциональную отдачу от музицирования, то удовольствие от своего творчества, ради которого музыкант выходит на сцену и ради которого он и готов постоянно трудиться?
В нашем Оркестре участвуют самые маленькие ученики нашей школы – это подготовительный и первый классы. Уроки оркестра основаны на коллективном музицировании детей, что позволяет им с первого же занятия одновременно учиться и творить, познавать и импровизировать, выполнять задание и творчески самовыражаться.
Название «Оркестр Орфа» связано с системой музыкального воспитания, разработанной немецким композитором и педагогом Карлом Орфом (1895–1982). Для детского «элементарного музицирования» им были выбраны разнообразные ударные инструменты. В состав оркестра входят мелодические ударные инструменты с металлическими и деревянными пластинками: различные по размеру ксилофоны, металлофоны, глокеншпили. Надо подчеркнуть, что это специальные детские музыкальные инструменты, изготовленные из высококачественных материалов (например, пластинки на ксилофонах делаются из палисандрового дерева), обладающие очень красивым, мягким, округлым звуком. Их нельзя даже сравнивать с тем инструментальным ширпотребом, который можно встретить на полках детских, а иной раз – и музыкальных магазинов! С первого же прикосновения к такому инструменту ребенок слышит качественный музыкальный звук, что является важнейшим условием формирования у детей эстетического вкуса. В дополнение к мелодическим ударным инструментам, используются шумовые ударные – специальные детские литавры, барабаны, треугольники, кастаньеты, маракасы, тарелки, бубны, коробочки. В нашем оркестре их дополняют русские народные ложки и трещотки. Кроме того, сам по себе человек тоже может выступать как весьма разнообразный ударный инструмент – сколько вариантов хлопков, шлепков, притоптываний, щелчков пальцами можно придумать!
Увлекательная атмосфера уроков складывается благодаря постоянному чередованию форм работы. Мы учим стихи, придумываем к ним ритмическое сопровождение и даже сочиняем на их основе песенки и пьески. Мы знакомимся со звукорядом и клавиатурой инструментов, учимся различать звуки по высоте и тембру, овладеваем различными приемами игры на ксилофоне и металлофоне. Мы создаем каждый раз новый вариант знакомой песенки, импровизируя новый аккомпанемент. Мы учимся слушать друг друга в ансамбле, слушать другого музыканта, когда он исполняет свою партию. Дети имеют возможность играть каждый раз на других инструментах, пробовать себя в разных ролях. Методика занятий такова, что на уроке нет пассивных и праздных – всегда для каждого ребенка есть свое посильное задание, каждый маленький ученик ощущает себя музыкантом большого коллектива и ответственно выполняет порученное ему дело. Ну а результат – это то желание, с которым дети каждую неделю приходят на урок Оркестра Орфа.
Благодаря выступлениям Оркестра Орфа, дети приобретают и сценический опыт. Наш Оркестр – постоянный участник школьных новогодних праздников, концертов, открытых уроков. По традиции, каждый учебный год завершается специальным концертом Оркестра, а в последние годы Оркестр становился полноправным участником школьных музыкально-театральных постановок (детские оперы „Колобок”, „Снегурочка”) и даже „выезжал на гастроли” – спектакли „Снегурочки” проходили в музее-заповеднике „Царицыно” и в Еврейском культурном центре.»
Г.А. Жуковская
Уроки оркестра Орфа в нашей школе появились более 30 лет назад. Тогда, после поездки делегации музыкантов из СССР в Зальцбург, в институт Карла Орфа, по инициативе директора училища Л.Л. Артыновой были приобретены «орфовские» инструменты. В разные годы оркестром руководили замечательные педагоги нашего учебного заведения – Т.А. Калужская, Н.Г. Зенкина, И.С. Брянцева, Л.М. Маргасюк. В настоящее время оркестром Орфа руководит преподаватель ДМШ и колледжа, заведующая теоретическим отделением ДМШ, кандидат искусствоведения Галина Анатольевна Жуковская. Ей выполнено подавляющее большинство аранжировкок, исполняемых Оркестром, репертуар которого ежегодно пополняется новыми произведениями.
Работа с Оркестром неоднократно демонстрировалась на открытых уроках. Г.А. Жуковская выступала на различных конференциях и семинарах, составила авторскую учебную программу «Коллективное инструментальное музицирование», по которой и ведется преподавание Оркестра Орфа в нашей музыкальной школе.