Инструментальное исполнительство (по видам)

Требования по специальности 53.02.03

При приеме абитуриентов на подготовку по данной образовательной программе образовательное учреждение проводит вступительные испытания творческой профессиональной направленности.

Перечень вступительных испытаний творческой направленности включает задания, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области хорового пения и музыкально-теоретической области.

Прием на ОПОП по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам детских школ искусств, детских музыкальных школ, детских хоровых школ.

При приеме на данную специальность учебное заведение проводит следующие вступительные испытания творческой направленности:

● исполнение сольной программы,
● сольфеджио (письменно и устно),

Требования к содержанию и объему вступительных испытаний определяются средним специальным учебным заведением и по уровню не должны быть ниже требований к выпускникам ДМШ и ДШИ, освоивших дополнительные предпрофессиональные образовательные программы.

Примерный уровень требований вступительных испытаний творческой направленности:

по виду инструментов «ФОРТЕПИАНО»


Исполнение сольной программы



Поступающий должен исполнить наизусть:

● полифоническое произведение (любая прелюдия и фуга на выбор из И.С. Бах Прелюдий и фуг из «Хорошо темперированного клавира» I или II том;
● два инструктивных этюда на разные виды техники (на выбор К. Черни, М. Клементи, М. Мошковский);
● классическое сонатное allegro или классические вариации;
● пьесу.

(!) Программа исполняется строго наизусть.

Примерная программа:

● И.С.Бах. Прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира».
● К.Черни. Этюды из сборника «Искусство беглости пальцев» ор. 740; М. Клементи. Этюды из сборника «Gradus ad Parnassum»; М.Мошковский. Этюды ор. 72.
● Л.Бетховен. Соната для фортепиано №1, первая часть; Л.Бетховен. Соната для фортепиано № 5, первая часть; ● Л.Бетховен. Вариации ре мажор ор.76.
● Ф.Шопен. Ноктюрн до диез минор (oeuvre posthume); Ф.Шопен. Ноктюрн ми минор ор. 72 № 1 (oeuvre posthume); ● С.Рахманинов. Мелодия; С.Рахманинов. Элегия; Д.Шостакович. Избранные прелюдии; пьесы П.Чайковского, С.Прокофьева, Ф.Листа, Р.Шумана.

Сольфеджио (письменно и устно)



Приемные требования по сольфеджио и музыкальной грамоте для абитуриентов по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по виду Фортепиано) устанавливаются в объеме предпрофессиональной образовательной программы, установленном ФГТ по направлениям группы «Музыкальное искусство» с 8 (9)-летним сроком обучения.
Вступительное испытание проходит в письменной и устной форме.


Письменно
Письменное испытание по сольфеджио предполагает запись одноголосного диктанта протяженностью 8 тактов в форме периода, в мажорной или минорной тональности до 4-х ключевых знаков включительно, с хроматизмами и отклонениями в родственные тональности.
• Размеры 3/ 4 или 4/4, ритмические трудности – длительности с точками, ритмические фигуры с залигованными нотами, различные виды синкоп, триоли, паузы. При записи диктанта необходимо правильно определить размер и соблюдать правила группировки длительностей.
• Перед первым проигрыванием объявляется тональность диктанта и даётся настройка в ней. Количество проигрываний – 10-12 раз, время записи – 30 минут.


Устно
Устное испытание предполагает выполнение заданий по слуховому анализу и интонационные упражнения в тональности от звука, а также ответы на вопросы по музыкальной грамоте.
Интонационные упражнения
1. В мажорных и минорных тональностях спеть натуральный, гармонический, мелодический вид гаммы от любой ступени вверх или вниз
2. Спеть в тональности устойчивые и неустойчивые ступени, альтерированные ступени с разрешением
3. Спеть в тональности в натуральном и гармоническом виде интервалы в пределах октавы с разрешением (диатонические, тритоны, характерные)
4. Спеть в тональности в натуральном и гармоническом виде аккорды:
— главные трезвучия (T, S, D). их обращения и разрешения
уменьшенные трезвучия (на VII и II ступенях), их обращения и разрешения;
— увеличенное трезвучие, его обращения и разрешения;
— главные септаккорды (D7, VII7, II7) их обращения и разрешения (для VII7и II7 и их обращений – два варианта разрешений);
— прерванный оборот (D7- VI3-5)
5. Спеть от звука, приняв его за определённую ступень, мажорную или минорную гамму (натуральный, гармонический, мелодический вид) вверх или вниз
6. Спеть от звука вверх или вниз отдельные интервалы (диатонические, тритоны, характерные), определить, в каких тональностях они могут встретиться в натуральном и гармоническом виде, разрешить интервалы. Диатонические интервалы (терции и сексты) уметь заменять на энгармонически равные характерные интервалы с последующим разрешением.
7. Спеть от звука вверх или вниз отдельные аккорды (мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное трезвучие и их обращения; малый мажорный септаккорд с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный септаккорды, определить в каких тональностях они могут встретиться (мажорные и минорные трезвучия, септаккорды и их обращения – как главные, уменьшенные трезвучия в натуральном и гармоническом виде, увеличенное трезвучие – в гармоническом виде мажора и минора). Уменьшенный септаккорд и увеличенное трезвучие уметь заменять на энгармонически равные обращения этих аккордов с последующим разрешением.
8. Спеть от заданного интервала вверх или вниз отдельные аккорды, названные выше, с последующим определением тональностей и разрешением
9. Спеть внутри заданного интервала отдельные аккорды, названные выше, с последующим определением тональностей и разрешением.
10. Спеть с листа незнакомый одноголосный музыкальный пример с дирижированием в размерах 2/4, 3/ 4, 4/4, 3/8, 6/8. Интонационные трудности – скачки на различные интервалы, движение по звукам аккордов, хроматизмы, отклонения в родственные тональности. Ритмические трудности – длительности с точками, синкопы, ритмические фигуры с залигованными нотами, триоли.
Слуховой анализ
1. Определить на слух лады (мажорный и минорный 3 видов), сыгранные от различных ступеней; отдельные тетрахорды; устойчивые, неустойчивые, альтерированные ступени.
2. Определить на слух отдельно взятые интервалы или аккорды вне тональности, указанные выше
3. Определить на слух интервалы в тональности: — небольшие последовательности с разрешением одного интервала в разные тональности (4-5 интервалов); — более развернутая интервальная последовательность в объявленной тональности (8-12 интервалов). Последовательность проигрывается два раза, после чего необходимо назвать интервалы и ступени, на которых они построены.
4. Определить на слух аккорды в тональности: — небольшие последовательности с разрешением одного аккорда в разные тональности (3-5 аккордов);
Более развернутая аккордовая последовательность в объявленной тональности (8-12 аккордов). Последовательность проигрывается два раза, после чего необходимо назвать аккорды (функцию и обращение).
Вопросы по музыкальной грамоте
1. Ключевые знаки в тональностях (до 7 знаков включительно), их расположение в квинтовом круге
2. Буквенные обозначения звуков и тональностей
3. Понятия параллельная, одноименная тональность, энгармонически равные тональности, родственные тональности
4. Правила записи хроматической гаммы в мажоре и миноре
5. Ступеневая и тоновая величина интервалов, указанных выше
6. Построение и разрешение интервалов в мажоре и миноре. Понятия устойчивые и неустойчивые интервалы. Знание основных видов голосоведения (прямое, параллельное, косвенное, противоположное), интервального оборота «золотой ход валторн».
7. Структура трезвучий и их обращений, септаккордов и их обращений, указанных выше
8. Построение и разрешение аккордов в мажоре и миноре. Понятие «прерванный оборот».

Для поступающих на старшие курсы

Поступающие на II курс сдают следующие экзамены:

● Специальность (исполнение сольной программы);
● Сольфеджио (письменно);
● Сольфеджио (устно);
● Элементарная теория музыки в устной форме в виде собеседования;
● Музыкальная литература в устной форме в виде собеседования.

Поступающие на III курс сдают следующие экзамены:

● Специальность (исполнение сольной программы);
● Сольфеджио (письменно);
● Сольфеджио (устно);
● Гармония в письменной форме (задача);
● Гармония в устной форме в виде собеседования;
● Музыкальная литература в устной форме в виде собеседования.

По всем видам вступительных испытаний для поступающих на старшие курсы экзаменационные задания составляются с учетом требований ФГОС СПО по соответствующим специальностям.

По виду инструментов «ОРГАН»


Исполнение сольной программы



Поступающий должен исполнить:

● прелюдию, прелюдию и фугу, чакону эпохи барокко;
● хоральную прелюдию эпохи барокко;
● произведение композитора 19-20 вв.

Примерная программа:

на выбор одно из произведений

● И.С.Бах. Прелюдия и фуга соль минор BWV535;
● И.Пахельбель. Фуга до минор;
● И.С.Бах. Прелюдия и фуга до минор BWV549;
● И.С.Бах. Хоральная прелюдия BWV 614, 645.

на выбор одно из произведений

● Ф.Гундер. Канцона;
● Л.Боэльман. Готическая сюита;
● Э.Жигу. Токката си минор.

Сольфеджио (письменно и устно)



Приемные требования по сольфеджио и музыкальной грамоте для абитуриентов по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по виду Орган) устанавливаются в объеме предпрофессиональной образовательной программы, установленном ФГТ по направлениям группы «Музыкальное искусство» с 8 (9)-летним сроком обучения.
Вступительное испытание проходит в письменной и устной форме.


Письменно
Письменное испытание по сольфеджио предполагает запись одноголосного диктанта протяженностью 8 тактов в форме периода, в мажорной или минорной тональности до 4-х ключевых знаков включительно, с хроматизмами и отклонениями в родственные тональности.
• Размеры 3/ 4 или 4/4, ритмические трудности – длительности с точками, ритмические фигуры с залигованными нотами, различные виды синкоп, триоли, паузы. При записи диктанта необходимо правильно определить размер и соблюдать правила группировки длительностей.
• Перед первым проигрыванием объявляется тональность диктанта и даётся настройка в ней. Количество проигрываний – 10-12 раз, время записи – 30 минут.


Устно
Устное испытание предполагает выполнение заданий по слуховому анализу и интонационные упражнения в тональности от звука, а также ответы на вопросы по музыкальной грамоте.
Интонационные упражнения
1. В мажорных и минорных тональностях спеть натуральный, гармонический, мелодический вид гаммы от любой ступени вверх или вниз
2. Спеть в тональности устойчивые и неустойчивые ступени, альтерированные ступени с разрешением
3. Спеть в тональности в натуральном и гармоническом виде интервалы в пределах октавы с разрешением (диатонические, тритоны, характерные)
4. Спеть в тональности в натуральном и гармоническом виде аккорды:
— главные трезвучия (T, S, D). их обращения и разрешения
уменьшенные трезвучия (на VII и II ступенях), их обращения и разрешения;
— увеличенное трезвучие, его обращения и разрешения;
— главные септаккорды (D7, VII7, II7) их обращения и разрешения (для VII7и II7 и их обращений – два варианта разрешений);
— прерванный оборот (D7- VI3-5)
5. Спеть от звука, приняв его за определённую ступень, мажорную или минорную гамму (натуральный, гармонический, мелодический вид) вверх или вниз
6. Спеть от звука вверх или вниз отдельные интервалы (диатонические, тритоны, характерные), определить, в каких тональностях они могут встретиться в натуральном и гармоническом виде, разрешить интервалы. Диатонические интервалы (терции и сексты) уметь заменять на энгармонически равные характерные интервалы с последующим разрешением.
7. Спеть от звука вверх или вниз отдельные аккорды (мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное трезвучие и их обращения; малый мажорный септаккорд с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный септаккорды, определить в каких тональностях они могут встретиться (мажорные и минорные трезвучия, септаккорды и их обращения – как главные, уменьшенные трезвучия в натуральном и гармоническом виде, увеличенное трезвучие – в гармоническом виде мажора и минора). Уменьшенный септаккорд и увеличенное трезвучие уметь заменять на энгармонически равные обращения этих аккордов с последующим разрешением.
8. Спеть от заданного интервала вверх или вниз отдельные аккорды, названные выше, с последующим определением тональностей и разрешением
9. Спеть внутри заданного интервала отдельные аккорды, названные выше, с последующим определением тональностей и разрешением.
10. Спеть с листа незнакомый одноголосный музыкальный пример с дирижированием в размерах 2/4, 3/ 4, 4/4, 3/8, 6/8. Интонационные трудности – скачки на различные интервалы, движение по звукам аккордов, хроматизмы, отклонения в родственные тональности. Ритмические трудности – длительности с точками, синкопы, ритмические фигуры с залигованными нотами, триоли.
Слуховой анализ
1. Определить на слух лады (мажорный и минорный 3 видов), сыгранные от различных ступеней; отдельные тетрахорды; устойчивые, неустойчивые, альтерированные ступени.
2. Определить на слух отдельно взятые интервалы или аккорды вне тональности, указанные выше
3. Определить на слух интервалы в тональности: — небольшие последовательности с разрешением одного интервала в разные тональности (4-5 интервалов); — более развернутая интервальная последовательность в объявленной тональности (8-12 интервалов). Последовательность проигрывается два раза, после чего необходимо назвать интервалы и ступени, на которых они построены.
4. Определить на слух аккорды в тональности: — небольшие последовательности с разрешением одного аккорда в разные тональности (3-5 аккордов);
Более развернутая аккордовая последовательность в объявленной тональности (8-12 аккордов). Последовательность проигрывается два раза, после чего необходимо назвать аккорды (функцию и обращение).
Вопросы по музыкальной грамоте
1. Ключевые знаки в тональностях (до 7 знаков включительно), их расположение в квинтовом круге
2. Буквенные обозначения звуков и тональностей
3. Понятия параллельная, одноименная тональность, энгармонически равные тональности, родственные тональности
4. Правила записи хроматической гаммы в мажоре и миноре
5. Ступеневая и тоновая величина интервалов, указанных выше
6. Построение и разрешение интервалов в мажоре и миноре. Понятия устойчивые и неустойчивые интервалы. Знание основных видов голосоведения (прямое, параллельное, косвенное, противоположное), интервального оборота «золотой ход валторн».
7. Структура трезвучий и их обращений, септаккордов и их обращений, указанных выше
8. Построение и разрешение аккордов в мажоре и миноре. Понятие «прерванный оборот».

Для поступающих на старшие курсы

Поступающие на II курс сдают следующие экзамены:

● Специальность (исполнение сольной программы);
● Сольфеджио (письменно);
● Сольфеджио (устно);
● Элементарная теория музыки в устной форме в виде собеседования;
● Музыкальная литература в устной форме в виде собеседования;
● Фортепиано.

Поступающие на III курс сдают следующие экзамены:

● Специальность (исполнение сольной программы);
● Сольфеджио (письменно);
● Сольфеджио (устно);
● Гармония в письменной форме (задача);
● Гармония в устной форме в виде собеседования;
● Музыкальная литература в устной форме в виде собеседования;
● Фортепиано.

По всем видам вступительных испытаний для поступающих на старшие курсы экзаменационные задания составляются с учетом требований ФГОС СПО по соответствующим специальностям.

по виду инструментов «ОРКЕСТРОВЫЕ СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
(скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа, гитара)


Исполнение сольной программы



Поступающий должен исполнить:

● гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы);
● два разнохарактерных этюда на разные виды техники;
● первую часть, либо вторую и третью части классического инструментального концерта; вариации; фантазию;
● пьесу.

Примерные программы

Скрипка:

● трехоктавные или четырехоктавные гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы);
● Р.Крейцер. Этюды №№ 10, 35;
● Д.Б.Виотти. Концерт № 22 (1ч.); Л.Шпор. Концерт №3 (1ч.);
● Одно из произведений: Ф.Рис. «Непрерывное движение»; Л.К.Дакен. «Кукушка»; А.Венявский. «Легенда».

Альт:

● трехоктавные гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы);
● Б.Кампаньоли. Этюд №1; Р.Крейцер. Этюд № 8;
● И.Х.Бах. Концерт до минор (1ч.); И.Хандошкин. Концерт до мажор (1ч.);
● Одну из пьес: С.Цинцадзе. Романс; С.Цинцадзе. Хоруми.

Виолончель:

● четырехоктавные гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы).
● Д.Поппер. Этюд до мажор; Ф.Грюцмахер. Этюд ре мажор;
● А.Ромберг. Концерт №2 (1ч.); Й.Гайдн (Д.Поппер) Концерт до мажор;
● К.Давыдов. У фонтана; П.И.Чайковский. Ноктюрн.

Контрабас:

● двухоктавные гаммы ми мажор, ля мажор;
● Этюды из сборника этюдов И.Биллэ, Т.Баттиони;
● Сонаты Б.Марчелло;
● Одну из пьес: Г.Шлемюллер. Непрерывное движение; А.Хачатурян. Андантино.

Арфа:

● Гаммы до 6 знаков (терциями)
● Органные прелюдии или инвенции И.С. Баха
● Этюд М. Мчеделов (любой на выбор)
● Соната Ф.Ж. Надермана (любая из прогрессивных сонат)
● Соната c-moll Я. Дюссек
● Концертино Вильм, Балкен

Гитара:

● двухоктавная или трёхоктавная гамма и двойные ноты (терции, октавы)
● два этюда на разные виды техники (Э.Пухоль. Этюд «Шмель», Ф.Таррега. Этюд. Ля мажор)
● Полифоническое произведение (И.С.Бах. Бурре си минор, И.С.Бах. Аллеманда ми минор)
● Произведение крупной формы: первая часть сонаты, рондо, вариации. (Ф.Молино. Соната ре мажор, 1 часть, Л.Леньяни. Скерцо с вариациями)

Сольфеджио (письменно и устно)



СКРИПКА, АЛЬТ, ВИОЛОНЧЕЛЬ, АРФА
Приемные требования по сольфеджио и музыкальной грамоте для абитуриентов по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по виду Оркестровые струнные инструменты: скрипка, альт, виолончель, арфа) устанавливаются в объеме предпрофессиональной образовательной программы, установленном ФГТ по направлениям группы «Музыкальное искусство» с 8 (9)-летним сроком обучения.
Вступительное испытание проходит в письменной и устной форме.

Письменно
Письменное испытание по сольфеджио предполагает запись одноголосного диктанта протяженностью 8 тактов в форме периода, в мажорной или минорной тональности до 4-х ключевых знаков включительно, с хроматизмами и отклонениями в родственные тональности.
• Размеры 3/ 4 или 4/4, ритмические трудности – длительности с точками, ритмические фигуры с залигованными нотами, различные виды синкоп, триоли, паузы. При записи диктанта необходимо правильно определить размер и соблюдать правила группировки длительностей.
• Перед первым проигрыванием объявляется тональность диктанта и даётся настройка в ней. Количество проигрываний – 10-12 раз, время записи – 30 минут.

Устно
Устное испытание предполагает выполнение заданий по слуховому анализу и интонационные упражнения в тональности от звука, а также ответы на вопросы по музыкальной грамоте
Интонационные упражнения
1. В мажорных и минорных тональностях спеть натуральный, гармонический, мелодический вид гаммы от любой ступени вверх или вниз
2. Спеть в тональности устойчивые и неустойчивые ступени, альтерированные ступени с разрешением
3. Спеть в тональности в натуральном и гармоническом виде интервалы в пределах октавы с разрешением (диатонические, тритоны, характерные)
4. Спеть в тональности в натуральном и гармоническом виде аккорды:
— главные трезвучия (T, S, D). их обращения и разрешения
уменьшенные трезвучия (на VII и II ступенях), их обращения и разрешения;
— увеличенное трезвучие, его обращения и разрешения;
— главные септаккорды (D7, VII7, II7) их обращения и разрешения (для VII7и II7 и их обращений – два варианта разрешений);
— прерванный оборот (D7- VI3-5)
5. Спеть от звука, приняв его за определённую ступень, мажорную или минорную гамму (натуральный, гармонический, мелодический вид) вверх или вниз
6. Спеть от звука вверх или вниз отдельные интервалы (диатонические, тритоны, характерные), определить, в каких тональностях они могут встретиться в натуральном и гармоническом виде, разрешить интервалы. Диатонические интервалы (терции и сексты) уметь заменять на энгармонически равные характерные интервалы с последующим разрешением.
7. Спеть от звука вверх или вниз отдельные аккорды (мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное трезвучие и их обращения; малый мажорный септаккорд с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный септаккорды, определить в каких тональностях они могут встретиться (мажорные и минорные трезвучия, септаккорды и их обращения – как главные, уменьшенные трезвучия в натуральном и гармоническом виде, увеличенное трезвучие – в гармоническом виде мажора и минора). Уменьшенный септаккорд и увеличенное трезвучие уметь заменять на энгармонически равные обращения этих аккордов с последующим разрешением.
8. Спеть от заданного интервала вверх или вниз отдельные аккорды, названные выше, с последующим определением тональностей и разрешением
9. Спеть внутри заданного интервала отдельные аккорды, названные выше, с последующим определением тональностей и разрешением.
10. Спеть с листа незнакомый одноголосный музыкальный пример с дирижированием в размерах 2/4, 3/ 4, 4/4, 3/8, 6/8. Интонационные трудности – скачки на различные интервалы, движение по звукам аккордов, хроматизмы, отклонения в родственные тональности. Ритмические трудности – длительности с точками, синкопы, ритмические фигуры с залигованными нотами, триоли.
Слуховой анализ
1. Определить на слух лады (мажорный и минорный 3 видов), сыгранные от различных ступеней; отдельные тетрахорды; устойчивые, неустойчивые, альтерированные ступени.
2. Определить на слух отдельно взятые интервалы или аккорды вне тональности, указанные выше
3. Определить на слух интервалы в тональности: — небольшие последовательности с разрешением одного интервала в разные тональности (4-5 интервалов); — более развернутая интервальная последовательность в объявленной тональности (8-12 интервалов). Последовательность проигрывается два раза, после чего необходимо назвать интервалы и ступени, на которых они построены.
4. Определить на слух аккорды в тональности: — небольшие последовательности с разрешением одного аккорда в разные тональности (3-5 аккордов);
Более развернутая аккордовая последовательность в объявленной тональности (8-12 аккордов). Последовательность проигрывается два раза, после чего необходимо назвать аккорды (функцию и обращение).
Вопросы по музыкальной грамоте
1. Ключевые знаки в тональностях (до 7 знаков включительно), их расположение в квинтовом круге
2. Буквенные обозначения звуков и тональностей
3. Понятия параллельная, одноименная тональность, энгармонически равные тональности, родственные тональности
4. Правила записи хроматической гаммы в мажоре и миноре
5. Ступеневая и тоновая величина интервалов, указанных выше
6. Построение и разрешение интервалов в мажоре и миноре. Понятия устойчивые и неустойчивые интервалы. Знание основных видов голосоведения (прямое, параллельное, косвенное, противоположное), интервального оборота «золотой ход валторн».
7. Структура трезвучий и их обращений, септаккордов и их обращений, указанных выше
8. Построение и разрешение аккордов в мажоре и миноре. Понятие «прерванный оборот».

Сольфеджио (письменно и устно)



КОНТРАБАС, ГИТАРА
Приемные требования по сольфеджио и музыкальной грамоте для абитуриентов по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по виду Оркестровые струнные инструменты: контрабас, гитара) устанавливаются в объеме предпрофессиональной образовательной программы, установленном ФГТ по направлениям группы «Музыкальное искусство» с 5 (6)- летним сроком обучения или с 8 (9)-летним сроком обучения.
Вступительное испытание проходит в письменной и устной форме.

Письменно
Письменное испытание по сольфеджио предполагает запись одноголосного диктанта протяженностью 8 тактов в форме периода, в мажорной или минорной тональности до 3-х ключевых знаков включительно.
• В мелодии используются: гармонический вида мажора, гармонический, мелодический вид минора, секвенции с переходом в родственные тональности, скачки на тритоны, характерные интервалы, движение по звукам аккордов.
• Размеры 2/4, 3/ 4 или 4/4, ритмические трудности – длительности с точками, ритмические фигуры с шестнадцатыми, синкопы, триоли. При записи диктанта необходимо правильно определить размер и соблюдать правила группировки длительностей.
• Перед первым проигрыванием объявляется тональность диктанта и даётся настройка в ней. Количество проигрываний – 10-12 раз, время записи – 30 минут.


Устно
Устное испытание предполагает выполнение заданий по слуховому анализу и интонационные упражнения в тональностях до 4 ключевых знаком включительно и от звука, а также ответы на вопросы по музыкальной грамоте
Интонационные упражнения
1. В мажорных тональностях спеть натуральный и гармонический, в минорных тональностях натуральный, гармонический, мелодический вид гаммы от I, III или V ступени вверх или вниз
2. Спеть в тональности устойчивые и неустойчивые ступени, альтерированные ступени гармонического и мелодического вида гаммы с разрешением.
3. Спеть в тональности в натуральном и гармоническом виде интервалы в пределах октавы (диатонические, тритоны и характерные – с разрешением)
4. Спеть в тональности в натуральном и гармоническом виде аккорды:
— главные трезвучия (T, S, D), их обращения и разрешения
— уменьшенные трезвучия (на VII и II ступенях) с разрешением;
— увеличенное трезвучие с разрешением;
— D7 с обращениями и разрешениями;
— VII7 и II7 с двумя вариантами разрешений
5. Спеть от звука, приняв его за определённую ступень (III или V), мажорную гамму (натуральный, гармонический) или минорную гамму (натуральный, гармонический, мелодический вид) вверх или вниз
6. Спеть от звука вверх или вниз отдельные интервалы (диатонические, тритоны, характерные), определить, в каких тональностях они могут встретиться в натуральном и гармоническом виде, разрешить интервалы. Диатонические интервалы (терции и сексты) уметь заменять на энгармонически равные характерные интервалы с последующим разрешением.
7. Спеть от звука вверх или вниз отдельные аккорды (мажорное, минорное трезвучие и их обращения, уменьшенное, увеличенное трезвучие малый мажорный, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный септаккорды. Определить, в каких тональностях они могут встретиться (мажорные и минорные трезвучия, септаккорды – как главные, уменьшенные трезвучия в натуральном и гармоническом виде, увеличенное трезвучие – в гармоническом виде мажора и минора).
8. Спеть с листа незнакомый одноголосный музыкальный пример с дирижированием в размерах 2/4, 3/ 4, 4/4. Интонационные трудности – скачки на различные интервалы, движение по звукам аккордов, отклонения в родственные тональности. Ритмические трудности – длительности с точками, синкопы, триоли.
Слуховой анализ
1. Определить на слух лады (мажор и минор), отдельные тетрахорды; устойчивые, неустойчивые, альтерированные ступени гармонического вида мажора, гармонического и мелодического вида минора.
2. Определить на слух отдельно взятые интервалы или аккорды вне тональности, указанные выше
3. Определить на слух интервальную последовательность в тональности (5-6 интервалов). Последовательность проигрывается два раза, после чего необходимо назвать интервалы и ступени, на которых они построены; пропеть линию нижнего голоса.
4. Определить на слух аккордовую последовательность в тональности (5-6 аккордов).
Последовательность проигрывается два раза, после чего необходимо пропеть линию баса или назвать ступени нижнего голоса, назвать аккорды (функцию и обращение).
Вопросы по музыкальной грамоте
1. Ключевые знаки в тональностях (до 5 знаков включительно), их расположение в квинтовом круге
2. Буквенные обозначения звуков и тональностей
3. Понятия параллельная, одноименная тональность, энгармонически равные тональности, родственные тональности.
4. Правила записи хроматической гаммы в мажоре и миноре
5. Ступеневая и тоновая величина интервалов, указанных выше
6. Построение и разрешение интервалов в мажоре и миноре. Понятия устойчивые и неустойчивые интервалы. Знание интервального оборота «золотой ход валторн».
7. Структура трезвучий и их обращений, септаккордов и их обращений, указанных выше
8. Построение и разрешение аккордов в мажоре и миноре.

Для поступающих на старшие курсы

Поступающие на II курс сдают следующие экзамены:

● Специальность (исполнение сольной программы);
● Сольфеджио (письменно);
● Сольфеджио (устно);
● Элементарная теория музыки в устной форме в виде собеседования;
● Музыкальная литература в устной форме в виде собеседования;
● Фортепиано.

Поступающие на III курс сдают следующие экзамены:

● Специальность (исполнение сольной программы);
● Сольфеджио (письменно);
● Сольфеджио (устно);
● Гармония в письменной форме (задача);
● Гармония в устной форме в виде собеседования;
● Музыкальная литература в устной форме в виде собеседования;
● Фортепиано.

По всем видам вступительных испытаний для поступающих на старшие курсы экзаменационные задания составляются с учетом требований ФГОС СПО по соответствующим специальностям.

по виду инструментов «ОРКЕСТРОВЫЕ ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» (флейта, гобой, кларнет, саксофон, фагот, валторна, труба, тромбон (возможно тенор, баритон), туба, ударные инструменты


Исполнение сольной программы

Поступающий должен исполнить:

● гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
● этюд;
● две разнохарактерные пьесы, либо часть концерта, сонаты.

Примерные программы

Флейта:

● гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
● этюды Н.Платонова из сборника «24 этюда для флейты»; Э.Келлера из сборника «Этюды для флейты» 1 тетрадь (ор. 33);
● В.Блодек. Концерт, 2 и 3 части; Ф.Пуленк Соната, 1 и 2 части; Я.Стамиц. Концерт, 1 часть.

Гобой:

● гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
● этюды В.Ферлинга из сборника «48 этюдов для гобоя» ор. 31;
● Е.Фиала. Концерт; А.Лядов. Скорбная песнь; Г.Ф.Гендель. Жига.

Кларнет:

● гаммы и арпеджио в тональностя до трех знаков включительно;
● Г.Клозе. Этюд № 3 из сборника «15 этюдов для кларнета»; А.Штарк. Этюд №16 из сборника «36 этюдов для кларнета»;
● Н.Римский-Корсаков. Концерт; К.Вебер. Концертино; А.Лядов. Прелюдия; Л.Обер. Жига.

Саксофон:

● гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
● М.Мюль. Этюды;
● И.С.Бах. Сицилиана и аллегро; М.Готлиб. Концерт, 1 или 2 часть; Р.Бюссер. Астурия.

Фагот:

● гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
● Ю.Вейсенборн. Этюды №№ 10-20 из сборника «Этюды для фагота»;
● А.Вивальди. Соната ми минор, 2 часть;
● В.Купревич. Романс; А.Вивальди. Концерт до мажор, 1 и 2 части.

Валторна:

● гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
● К.Копраш. Этюды №№ 8-10 из сборника «Этюды для валторны (1 и 2 тетради);
● В.А.Моцарт. Концерт № 1, 1 или 2 части, Концерт № 3 I или II-III части. А.Скрябин. Романс; Г.Ф.Гендель. Бурре; А.Экклс. Соната.

Труба:

● гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
● В.Вурм. Этюды №№ 6, 16, 17, 20, 33 из сборника «Избранные этюды для трубы»; С.Баласанян. Этюды из сборника «25 легких этюдов для трубы»;
● В.Щелоков. Концерт № 3; Т.Альбинони. Концерт ми бемоль мажор — 3 и 4 части; Т.Альбинони Концерт соль минор — 1 и 2 части; Ц.Кюи. Восточная мелодия; А.Гедике. Концертный этюд.

Тромбон:

● гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
● Е.Рейхе и другие авторы. Этюды из сборника «Избранные этюды для тромбона» (сост. В.Венгловский), 1 тетрадь; В.Блажевич. Этюды из сборника «Этюды для тромбона», 1 тетрадь;
● Н.Римский-Корсаков. Концерт, 1 часть или 2 и 3 части; И.С.Бах. Ария; А.Вивальди. Аллегро.

Туба:

● гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
● В.Блажевич. Этюд № 8 из сборника «Этюды для тубы», части 1, 2;
● Б.Марчелло. Соната фа мажор, 1 и 2 части или 3 и 4 части; В.Дубовский. Танец и песня; И.С.Бах. Ария и Бурре.

Ударные инструменты:

● гаммы до четырех знаков включительно; арпеджио по звукам малого мажорного и уменьшенного септаккордов;
● М.Гольденберг. Этюд № 1 для ксилофона;
● Г.Рзаев. Скерцо; И.С.Бах. Концерт для скрипки с оркестром ля минор, 3-я часть; А.Вивальди. Концерт для скрипки с оркестром соль минор, 3-я часть.

Сольфеджио (письменно и устно)

Приемные требования по сольфеджио и музыкальной грамоте для абитуриентов по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по виду Оркестровые духовые и ударные инструменты) устанавливаются в объеме предпрофессиональной образовательной программы, установленном ФГТ по направлениям группы «Музыкальное искусство» с 5 (6)- летним сроком обучения или с 8 (9)-летним сроком обучения.
Вступительное испытание проходит в письменной и устной форме.

Письменно
Письменное испытание по сольфеджио предполагает запись одноголосного диктанта протяженностью 8 тактов в форме периода, в мажорной или минорной тональности до 3-х ключевых знаков включительно.
• В мелодии используются: гармонический вида мажора, гармонический, мелодический вид минора, секвенции с переходом в родственные тональности, скачки на тритоны, характерные интервалы, движение по звукам аккордов.
• Размеры 2/4, 3/ 4 или 4/4, ритмические трудности – длительности с точками, ритмические фигуры с шестнадцатыми, синкопы, триоли. При записи диктанта необходимо правильно определить размер и соблюдать правила группировки длительностей.
• Перед первым проигрыванием объявляется тональность диктанта и даётся настройка в ней. Количество проигрываний – 10-12 раз, время записи – 30 минут.

Устно
Устное испытание предполагает выполнение заданий по слуховому анализу и интонационные упражнения в тональностях до 4 ключевых знаком включительно и от звука, а также ответы на вопросы по музыкальной грамоте
Интонационные упражнения
1. В мажорных тональностях спеть натуральный и гармонический, в минорных тональностях натуральный, гармонический, мелодический вид гаммы от I, III или V ступени вверх или вниз
2. Спеть в тональности устойчивые и неустойчивые ступени, альтерированные ступени гармонического и мелодического вида гаммы с разрешением.
3. Спеть в тональности в натуральном и гармоническом виде интервалы в пределах октавы (диатонические, тритоны и характерные – с разрешением)
4. Спеть в тональности в натуральном и гармоническом виде аккорды:
— главные трезвучия (T, S, D), их обращения и разрешения
— уменьшенные трезвучия (на VII и II ступенях) с разрешением;
— увеличенное трезвучие с разрешением;
— D7 с обращениями и разрешениями;
— VII7 и II7 с двумя вариантами разрешений
5. Спеть от звука, приняв его за определённую ступень (III или V), мажорную гамму (натуральный, гармонический) или минорную гамму (натуральный, гармонический, мелодический вид) вверх или вниз
6. Спеть от звука вверх или вниз отдельные интервалы (диатонические, тритоны, характерные), определить, в каких тональностях они могут встретиться в натуральном и гармоническом виде, разрешить интервалы. Диатонические интервалы (терции и сексты) уметь заменять на энгармонически равные характерные интервалы с последующим разрешением.
7. Спеть от звука вверх или вниз отдельные аккорды (мажорное, минорное трезвучие и их обращения, уменьшенное, увеличенное трезвучие малый мажорный, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный септаккорды. Определить, в каких тональностях они могут встретиться (мажорные и минорные трезвучия, септаккорды – как главные, уменьшенные трезвучия в натуральном и гармоническом виде, увеличенное трезвучие – в гармоническом виде мажора и минора).
8. Спеть с листа незнакомый одноголосный музыкальный пример с дирижированием в размерах 2/4, 3/ 4, 4/4. Интонационные трудности – скачки на различные интервалы, движение по звукам аккордов, отклонения в родственные тональности. Ритмические трудности – длительности с точками, синкопы, триоли.
Слуховой анализ
1. Определить на слух лады (мажор и минор), отдельные тетрахорды; устойчивые, неустойчивые, альтерированные ступени гармонического вида мажора, гармонического и мелодического вида минора.
2. Определить на слух отдельно взятые интервалы или аккорды вне тональности, указанные выше
3. Определить на слух интервальную последовательность в тональности (5-6 интервалов). Последовательность проигрывается два раза, после чего необходимо назвать интервалы и ступени, на которых они построены; пропеть линию нижнего голоса.
4. Определить на слух аккордовую последовательность в тональности (5-6 аккордов).
Последовательность проигрывается два раза, после чего необходимо пропеть линию баса или назвать ступени нижнего голоса, назвать аккорды (функцию и обращение).
Вопросы по музыкальной грамоте
1. Ключевые знаки в тональностях (до 5 знаков включительно), их расположение в квинтовом круге
2. Буквенные обозначения звуков и тональностей
3. Понятия параллельная, одноименная тональность, энгармонически равные тональности, родственные тональности.
4. Правила записи хроматической гаммы в мажоре и миноре
5. Ступеневая и тоновая величина интервалов, указанных выше
6. Построение и разрешение интервалов в мажоре и миноре. Понятия устойчивые и неустойчивые интервалы. Знание интервального оборота «золотой ход валторн».
7. Структура трезвучий и их обращений, септаккордов и их обращений, указанных выше
8. Построение и разрешение аккордов в мажоре и миноре.

Для поступающих на старшие курсы

Поступающие на II курс сдают следующие экзамены:

● Специальность (исполнение сольной программы);
● Сольфеджио (письменно);
● Сольфеджио (устно);
● Элементарная теория музыки в устной форме в виде собеседования;
● Музыкальная литература в устной форме в виде собеседования;
● Фортепиано.

Поступающие на III курс сдают следующие экзамены:

● Специальность (исполнение сольной программы);
● Сольфеджио (письменно);
● Сольфеджио (устно);
● Гармония в письменной форме (задача);
● Гармония в устной форме в виде собеседования;
● Музыкальная литература в устной форме в виде собеседования;
● Фортепиано.

По всем видам вступительных испытаний для поступающих на старшие курсы экзаменационные задания составляются с учетом требований ФГОС СПО по соответствующим специальностям.

Поделитесь этой страницей