История
Академическое
музыкальное училище
при Московской государственной
консерватории имени П. И. Чайковского
Академическое музыкальное училище является старейшим учебным заведением среди музыкальных училищ Москвы (основано в 1891 году). Благодаря тесным творческим связям с консерваторией, преподавательский состав училища и ДМШ при училище является одним из сильнейших в стране.
Заслуженную славу училищу приносят его выпускники – выдающиеся музыканты-инструменталисты, певцы, дирижеры, композиторы и музыковеды.
Училище находится в уголке старой Москвы – Мерзляковском переулке, и поэтому его также называют «Мерзляковкой» (неофициально).
История училища по годам
1891-1918
12 октября 1891 года в Москве открылось Общедоступное музыкального училище В.Ю. Зограф-Плаксиной. Первоначально оно находилось в доме № 45 по Никитскому бульвару (ныне это дом № 5). С 1896 по 1910 год проводило свои учебные занятия в доме М.П. Дюгамель в Мерзляковском переулке (дом № 18). В 1911 году переехало в дом напротив (№ 9), который и сейчас является одним из корпусов «Мерзляковки». С 1964 г. училище занимает два здания: № 9 и № 11 по Мерзляковскому переулку.
Основательницей и первым директором этого частного учебного заведения была Валентина Юрьевна Зограф-Плаксина (1866-1930) – 25-летняя выпускница педагогического отделения Московской консерватории, ученица В.И. Сафонова и С.И. Танеева, соученица сестер Гнесиных (открывших свое музыкальное училище позднее – в 1895 году). По ее инициативе в педагогический коллектив училища приглашались замечательные музыканты – выпускники Московской консерватории (классов В.И. Сафонова, С.И. Танеева Г.А. Лароша, Ф.П. Комиссаржевского), инструменталисты оркестра Большого театра.
В.Ю.Зограф-Плаксина
Общедоступное музыкальное училище Зограф-Плаксиной, как и Московская консерватория, имело «целью подготовлять путем систематических занятий артистов и педагогов» (устав училища от 1913 г.). В училище можно было поступить с семи лет (таким образом, начальный этап обучения был аналогичен современной музыкальной школе). Срок обучения соответствовал консерваторскому и составлял девять лет (для певцов – пять). Учебные планы были сходными с учебными планами консерватории, а программы фортепианного и вокального отделений почти не отличались. На основании §75 устава Императорского Русского Музыкального Общества Консерватории учащиеся, окончившие успешно полный курс музыкального образования в музыкальном училище В.Ю. Зограф-Плаксиной и предоставившие свидетельства об окончании шести классов гимназии, имели право держать экзамен на получение диплома Императорской Московской консерватории.
Училище стремилось сделать свои занятия общедоступными, «как вследствие назначения умеренной платы за обучение, так и при помощи рационального распределения классных уроков», а также за счет организации воскресных и вечерних классов для желающих. Эти незыблемые принципы выделяли училище Зограф-Плаксиной среди многих других московских музыкальных учебных заведений того времени (которых в Москве, как свидетельствует «Музыкальный альманах», в 1914 году насчитывалось более семидесяти, включая консерваторию) и создавали ему репутацию демократического.
А.Л.Плаксин и В.Ю.Зограф-Плаксина
С первых же дней существования училища в нем преподавал супруг Зограф-Плаксиной – скрипач А.Л. Плаксин, служивший в оркестре Большого театра. Благодаря ему в педагогический коллектив включился первый виолончелист Большого театра, участник домашнего трио Н.Ф. фон Мекк, П.А. Данильченко. Вслед за Данильченко в училище пришел работать молодой контрабасист П.А. Нацкий, о котором похвально отзывался С.В. Рахманинов (в письме к А.А. Брандукову). Сольное пение и вокальный ансамбль в училище преподавал известный певец (бас) и оперный режиссер В.С. Тютюнник, учившийся в консерватории у Ф.П. Комиссаржевского. Он работал в училище с 90-х годов и до конца своей жизни (1924).
И.Н. Протопопов с ученицами
Первым преподавателем музыкально-теоретических предметов был композитор и теоретик И.Н. Протопопов, известный и уважаемый в среде московских музыкантов. В частности, С.В. Рахманинов в одном из писем просил поручить четырехручное переложение своей Второй симфонии именно И.Н. Протопопову, в другом – рекомендовал его как знающего, делового и работающего педагога-теоретика. В 1898 году в училище силами учащихся была поставлена (под рояль) опера Протопопова.
Сама В.Ю. Зограф-Плаксина вела класс фортепиано. Среди ее первых учениц была и юная Марина Цветаева, о дебюте которой в концерте училища вспоминала ее сестра Анастасия. «… Вечер в музыкальной школе В.Ю. Зограф-Плаксиной в Мерзляковском переулке… первое выступление Муси!.. Я никого, кроме нее, не видела. Я не сводила с нее глаз. Я не понимала, как до сих пор не видела ее такой, не восхищалась, не гордилась ею. Старшие потом говорили, что, равнодушная к залу, чувствуя только рояль и себя за инструментом, она начала было привычно считать вслух: «…раз и два…», – но, увидев знаки Валентины Юрьевны или мамы, стала играть без счета.».
В первые годы своей педагогической деятельности Зограф-Плаксина продолжала сохранять дружеские отношения со своим учителем – С.И. Танеевым, пользовалась его советами, поддержкой и вниманием. Талантливые ученики Танеева – Т.X. Бубек, Е.И. Букке, Н.А. Григорьев, Б.В. Калюжный и другие – приглашались работать в училище сразу по окончании, а иногда даже и до окончания Московской консерватории.
Б.Л.Яворский (рисунок)
В период с 1900 по 1902 год в коллектив педагогов фортепианного отдела вошли М.X. Репман (Шацкая), Р.Ф. Валашек и Д.Н. Вейсс (заведовавший впоследствии учебной частью – до 1928 г.). Осенью 1903 года в училище начал преподавать Б.Л. Яворский, в фортепианном классе которого в 1903/04 учебном году насчитывалось 38 человек. Поглощенный в тот период созданием своей теории ладового ритма, Яворский, тем не менее, интенсивно занимался не только педагогической, но и исполнительской деятельностью. В личных архивах Яворского и Вейсса сохранились программы музыкальных вечеров для учащихся, устраивавшихся силами педагогов в зале училища в 1903-1907 годах. В этих концертах Яворский играл «Мефисто-вальс» Ф.Листа, «Баркаролу» А.Г. Рубинштейна другие произведения; в ансамбле с Д.Н. Вейссом исполнял фантазию ор.73 Рубинштейна и фантазию ор. 5 Рахманинова для двух фортепиано, увертюру «Ромео и Джульетта» Чайковского. В этих концертах выступали и другие педагоги училища: певцы Д.И. Лазарева и С.И. Гарденин, пианист и композитор Я.В. Вейнберг.
В число педагогов, работавших в училище в дореволюционный период, также входили В.А. Зиринг, К.Р. Эйгес, А.А. Гольденвейзер, М.Н. Потапова, Б.К. Радугин, А.3. Киселева, Е.Н. Вейсс, В.А. Плаксина, Н.Н. Ушаков, Б.В. Померанцев(фортепиано); А.Г. Блюм (скрипка), Н.И. Потапов (виолончель); Е.А. Алимова (арфа), А.В. Никольский, И.В. Гайда, В.А. Северинов (теоретические классы).
В момент основания в училище обучали по трем специальностям: фортепиано, скрипка, пение. К 1913 году количество специальностей значительно возросло: преподавались «фортепиано, скрипка, виолончель, арфа, пение сольное, хоровое и оперное, медные и деревянные духовые инструменты, теория музыки, история музыки и сольфеджио, драматическое искусство». Столь широкий спектр предметов выделял училище Зограф-Плаксиной среди других учебных заведений аналогичного типа. Особенно обращало на себя внимание обучение на духовых инструментах. Первое упоминание о нем относится к 1897 году, когда в училище начал преподавать валторнист, в недалеком будущем профессор консерватории Ф. Эккерт. Таким образом, в училище Зограф-Плаксиной закладывались основы отечественной духовой школы.
История училища: Афиша
Уже за первое десятилетие своего существования училище Зограф-Плаксиной, быстро стало популярным. Расширился круг предлагаемых специальностей, увеличился педагогический состав. Количество учеников постоянно росло: если при открытии было всего 22 ученика, то к 1918 году насчитывалось уже 246.
История училища: Афиша
1919-1940
Декрет о Московской и Петроградской консерваториях
События 1917 года повлекли за собой глубокие изменения в области музыкального образования в России. Документом, положившим начало этому процессу, стал подписанный 12 июля 1918 года В.И. Лениным декрет «О переходе Петроградской и Московской консерваторий в ведение Народного комиссариата просвещения». В последовавшие за ним пятнадцать лет музыкально-образовательная система страны постоянно подвергалась разного рода реорганизациям.
2 октября 1919 года в Москве состоялась конференция музыкантов-педагогов. На ней обсуждались проекты реформы музыкального образования, и было принято решение о подразделении всех специальных музыкальных учебных заведений на три типа: одноступенные (низшие), двухступенные (средние) и трехступенные (высшие). Идея разграничения учебных заведений, важная и прогрессивная, воплощалась постепенно и в итоге привела к созданию системы, в которой все три ступени, будучи четко отделенными друг от друга, представляют органическое единство. Эта система эффективно действует в стране до сих пор, а ее результаты получили международное признание.
Л.Ю. Звягина в роли Леля
В первой половине 1919 года дореволюционные частные музыкальные учебные заведения были национализированы. К осени этого же года в Москве на основе лучших из них были созданы семь специальных государственных (двуступенных) музыкальных школ. В их число вошла музыкальная школа Е. и М. Гнесиных, существовавшая с 1895 года и ставшая теперь Второй московской государственной школой. Музыкальная школа В.А. Селиванова, учрежденная в 1903 году, превратилась в Третью музыкальную школу. Общедоступное музыкальное училище Зограф-Плаксиной реорганизовали в Шестую московскую государственную музыкальную школу: Валентина Юрьевна была назначена ее руководителем (оставалась директором до 1928 года) и продолжала вести фортепианный класс.
В первые послереволюционные годы коллектив педагогов Шестой школы существенно пополнился. На вокальном отделе вместе с В.С. Тютюнником начали работать М.В. Владимирова (педагог В.В. Барсовой), а также известные русские певицы – участницы премьер опер Римского-Корсакова: Е.Г. Азерская, Л.Ю. Звягина и Е.Ф. Петренко. К ведению фортепианных классов были приглашены композиторы А.Ф. Гедике, В.А. Зиринг и В.В. Нечаев, старейшая деятельница Московской консерватории А.И. Губерт, ученица В.И. Сафонова, А.А. Гольденвейзер, постоянный участник восьмиручного ансамбля П.А. Ламма А.А. Ефременков, пианист П.Н. Страхов. Класс скрипки, помимо А.Л. Плаксина, вели известные скрипачи Г.Н. Дулов (племянник А.Ю. Зограф-Дуловой) и А.К. Метнер (брат композитора Н.К. Метнера). Виолончельным классом руководил участник прославленного трио Шора Р.И. Эрлих.
Трио Д.С. Шора. В центре — Р.И. Эрлих
Учебный план школы в 1919 году претерпел некоторые изменения (по сравнению с 1913 годом). Добавилось три новых предмета: музыкальная грамота, предваряющая курс гармонии, эстетика (ее преподавал К.Р. Эйгес) и педагогика фортепианной игры (этот курс читал Э.Г. Гельман). Курс гармонии в этом учебном году вели А.В. Александров и вскоре сменивший его А.В. Никольский.
В 1919-20 учебном году в Шестой музыкальной школе работали также педагоги-пианисты: Р.Ф. Валашек, Д.Н. Вейсс и его сестра Е.Н. Вейсс, В.А. Губина, дочь В.Ю. Зограф-Плаксиной В.А. Ильина, А.3. Киселева, Н.А. Мартынова, А.И. Стенрос и А.Ф. Титов. Класс пения вела Т.С. Гинкулова; класс альта – Е.А. Колчин. Музыкальную грамоту и хоровое пение преподавал А.Е. Мартынов.
Зав. фортепианным отделом Б.М. Медведев
С осени 1922 года Шестая московская государственная музыкальная школа стала называться Четвертым государственным музыкальным техникумом. Годом позднее ему было присвоено имя братьев А. и Н. Рубинштейнов: музыкантов, стоявших у истоков первых специальных музыкально-образовательных учреждений России – Петербургской и Московской консерваторий. В честь этого знаменательного события 26 февраля 1924 года в училище состоялся ученический вечер, целиком посвященный их музыке. Были исполнены арии и вокальные ансамбли из опер «Дети степей», «Маккавеи», «Месть», Трио соль минор и Виолончельная соната А.Г. Рубинштейна, сыграны многие редко исполняемые пьесы не только Антона, но и Николая Рубинштейна (Вальс, Листок из Альбома, Болеро и др.).
С 1920 по 1923 год в составе педагогов бывшей Шестой школы (Четвертого техникума) произошли существенные перемены. Ушли из жизни А.Л. Плаксин и Р.И. Эрлих. Оставили коллектив А.В. Александров, М.В. Владимирова, Г.Н. Дулов, А.В. Никольский и некоторые другие преподаватели. На струнном отделе начали работать А.А. Берлин, М.И. Ямпольский и А.А. Милушкин; на фортепианном – Б. М. Медведев, занявший впоследствии должность заведующего отделом. Класс вокального ансамбля вел в это время И.Н. Соколов. Руководство циклом музыкально-теоретических дисциплин с 1921 года осуществлял И.И. Дубовский. Несколько позднее приступили к работе П.Д. Крылов, А.Ф. Мутли и В.Д. Бороздин. К этому же времени относится начало работы в техникуме педагогов-пианистов: Г.Ф. Валашека, Е.Г. Ворледж, А.К. Гольм, Э.Б. Кантор, П.Ф. Поллака, Б.В. Померанцева, Г.С. Ришони, Г.И. Шаборкина; скрипачей Т.А. Животовского, П.П. Ильченко, А.Р. Мальмберга и М.Г. Плаксина; виолончелиста В.И. Чернова; вокалистов А.И. Вишневского, В.К. Гончаровой, А.Ф. Засядко и В.Ф. Туровской.
Преподаватели училища, 1925 год.
Сидят: Н.А. Стрельцова, И.М. Липаев, В.Ю. Зограф-Плаксина.
Стоят: И.М. Харитонов, Д.Н. Вейсс
Важным событием в жизни техникума явилось открытие в 1925 году творческого (теоретико-композиторского) отдела. Инициаторами стали учащиеся класса И.И. Дубовского. По свидетельствам учащихся тех лет, – впоследствии известных музыковедов В.В. Протопопова, И.Я. Рыжкина и других, – Дубовский внес много нового в преподавание теоретических предметов, в частности полифонии. Вообще, по словам Вл.Протопопова, «порядок в училище был очень хороший, строгий. И методические установки хорошо разрабатывались, и теоретические занятия велись основательно, и практические предметы существовали, и все дисциплины были представлены широко, а ведь время было нелегкое, много разных экспериментов проводилось. Здесь же все стояло на прочной основе, работа велась правильная, широкая, полноценная».
С 1926 года в техникуме – впервые за всю его историю – начали регулярно функционировать классы всех духовых инструментов. Их вели В.И. Глинский-Сафронов (флейта), Н.Н. Солодуев (гобой), И.В. Цуккерман (кларнет), В.М. Станек (фагот), В.Н. Солодуев (валторна), М.П. Адамов (труба), А.Н. Никитин (тромбон), X.И. Гордин (ударные инструменты). Оркестровым классом техникума с 1927 года руководил дирижер В.В. Небольсин.
К концу 20-х годов на исполнительских отделах техникума был достигнут довольно высокий академический уровень. Об этом, в частности, свидетельствует, выпускная программа А.Зыбцева, окончившего техникум в 1928 году (класс фортепиано В.Ю. Зограф-Плаксиной):
● Бах – Таузиг. Органная токката.
● Бетховен. 32 вариации до минор.
● Шопен. Баллада фа мажор.
● Скрябин. Две прелюдии – ор. 74 № 3 и ор. 48 № 4.
● Дебюсси. Остров радости.
● Лист. Концерт ми-бемоль мажор.
Разумеется, с такой программой мог справиться далеко не каждый оканчивавший техникум. Но шесть названий произведений различных стилей и эпох, которые позволяли разносторонне выявлять исполнительские возможности и достижения учащихся, присутствовали во всех выпускных программах тех лет.
Показательны также следующие цифры. В 1914/15 учебном году в «Книгу вечеров» было внесено педагогами 110 записей выступлений учащихся. В 1918/19 году, когда школа находилась «на перепутье» и дальнейшая ее судьба не была еще точно определена, число записей упало до 26. В 1919/20 оно снова поднялось до 111, в 1922 достигло 400, а в 1925 превысило 600.
В 1929 году сеть средних музыкальных учебных заведений столицы снова подверглась реорганизации. Инструкторско-педагогический техникум имени Н.А. Римского-Корсакова был ликвидирован, на базе техникума имени Красной Пресни создали новый инструкторско-педагогический техникум имени Октябрьской революции. Исполнительские техникумы имени Глазунова, Мусоргского, Стасова и Игумнова превратились в трехгодичные спецкурсы, не дававшие учащимся профессиональной квалификации. Техникум имени братьев Рубинштейн был объединен с техникумом имени А.Н. Скрябина (бывшей школой Селиванова) и стал называться Московским областным музыкальным техникумом, педагогический состав которого в результате слияния оказался сильнейшим в стране.
Директор техникума имени А.Н. Скрябина — В.А. Селиванов с группой педагогов и сотрудников.
Сидят: А.А. Савинич, А.И. Мирзох, В.А. Селиванов, А.В. Воинова, Д.Б. Кабалевский.
Стоят: А.В. Иванов, Н.Н. Смельский, М.И. Данилов, Е.С. Стариков, А.Н. Дроздов
К моменту объединения в состав педагогов фортепианного отдела техникума им. братьев Рубинштейн входили А.Б. Гольденвейзер; пианист и композитор А.М. Дзегелёнок; друг и аккомпаниатор Ф.И. Шаляпина, пианист, композитор и дирижер Ф.Ф. Кенеман; известный теоретик фортепианной игры, в последствии автор книги «Формирование музыканта-исполнителя (пианиста)», педагог А.В. Мосолова Г.П. Прокофьев; только что окончивший консерваторию по классу А.Б. Гольденвейзера Р.Ю. Чернов; преподавательницы детской школы при техникуме В.М. Беркова и О.Ф. Мухортова. Из техникума им. Скрябина в новое учебное заведение вошли: бывший директор техникума, фортепианный педагог и автор популярных пьес для детей В.А. Селиванов; пианист, составитель многих педагогических серий, друг С.В. Рахманинова В.Р. Вильшау; опытнейший педагог-методист Б.Б. Тиц; братья Григорий и Яков Гинзбурги; преподаватели В.В. Чертова, B.А. Балк, Л.В. Берман, Е.Ф. Колобова, Е.Ю. Мамиконова, Е.М. Савёлова-Созентович и другие.
На высоком уровне в тот момент находились оркестровые отделы обоих техникумов. В число педагогов входили А.А. Берлин, М.И. Ямпольский, глава Персимфанса Л.М. Цейтлин, замечательная воспитательница юных скрипачей Л.И. Коссодо, дирижер камерного театра скрипач А.К. Метнер, известный виолончелист C.М. Козолупов, «бетховенцы» Д.М. Цыганов, В.П. Ширинский, В.В. Борисовский и С.П. Ширинский.
Средоточием выдающихся музыкантов оказался и теоретико-композиторский отдел Областного техникума. В его состав входили авторитетные педагоги: теоретики, композиторы, дирижеры А.В. Александров, С.Н. Василенко, И.И. Дубовский, Д.Б. Кабалевский, П.Д. Крылов, А.Ф. Мутли, В.В. Соколов, И.В. Способин, В.В. Хвостенко. Они вели классы гармонии, контрапункта, фуги, анализа форм, сочинения, инструментовки, чтения партитур, гармонического и контрапунктического сольфеджио. Расписание занятий теоретико-композиторского отдела на 1929/30 учебный год дает представление о специфике его работы. Из этого документа становится очевидным и то, что занятия техникума в тот период протекали в двух помещениях: бывшем рубинштейновском (Мерзляковский переулок, 9) и бывшем скрябинском (улица Герцена, 23/14).
В начале тридцатых реорганизации были продолжены. 9 января 1934 года Московский областной музыкальный техникум был включен в учебный комбинат консерватории, объединился с консерваторским техникумом и стал называться Техникумом при Московской государственной консерватории. В 1934/35 учебном году к техникуму был присоединен консерваторский рабфак. С 1 сентября 1936 года Техникум стал именоваться Музыкальным училищем при консерватории. Эти преобразования происходили при инициативном участии Р.Л. Блюман, которая возглавила учебное заведение в 1929 году и оставалась его директором в течение тридцати лет (до 1959 года).
В 30-ые годы Р.Л. Блюман пригласила в техникум таких педагогов, как В.Н. Аргамаков, Д.Л. Аспелунд, Л.Н. Балановская, А.В. Володин, К.Н. Дорлиак, С.И. Друзякина, А.Б. Дьяков, Е.В. Енохович, А.М. Железнов, И.И. Костлан, Литинский, Л.С. Марьясин, Е.А. Милькович, В.П. Мухин, А.И. Окаемов, А.П. Островская, Р.А. Пескина, Ф.С. Петрова, Н.Г. Райский, П.С. Рыбакова, В.И. Садовников, Б.О. Сибор, Н.И. Сперанский, Г.А. Столяров, В.Э. Ферман, Эрденко.
Страстный энтузиаст училища, Блюман собрала в нем «блестящее созвездие замечательных педагогов, которое могло бы украсить собой любую консерваторию» (Л. Живов). С 30-х годов и на протяжении нескольких десятилетий в число педагогов и консультантов училища входили А.П. Агажанов, К А. Байбуров, Д.А. Блюм, М.Д. Готлиб, С.Н. Еремин, М.Б. Калюжная, Я.И. Мильштейн, М.М. Мирзоева, 3.В. Муравьева, Ф.Ф. Мюллер, В.А. Натансон, А.А. Николаев, Г.А. Орвид, М.Б. Питкус, И.А. Поляновская, О.П. Померанцева, А.Р. Пресман, В.Ф. Рождественская, Л.И. Ройзман, М.Я. Сивер, Е.В. Страхов, Н.В. Туманина, М.И. Фельтенштейн, Н.Л. Фишман, М.Д. Штерн, Ю.Г. Ягудин, Ю.И. Янкелевич и другие.
В предвоенное время своеобразную стажерскую практику в училище прошли почти все молодые музыковеды и многие талантливые музыканты-исполнители, занявшие вскоре ведущие места в Московской консерватории, в концертных организациях и научно-исследовательских учреждениях столицы. Многие из них и впоследствии поддерживали тесную связь с училищем: продолжали вести его классы, выступали в его зале с концертами, лекциями и докладами, возглавляли государственные экзаменационные комиссии и т.д.
Результаты объединения Областного техникума с консерваторией сказались быстро. Уже в 30-ые годы резко возросло число выпускников. И если в 1934 году ни духовое, ни теоретико-композиторское отделения не дали ни одного выпускника, то в 1938 году духовое отделение окончили 20 студентов (16 из них поступили в вуз), а теоретико-композиторское – 9 (все поступили в вуз).
В 1934 году в училище возникло дирижерско-хоровое отделение. На нем стали работать талантливые хормейстеры, преподаватели Московской Консерватории В.П. Мухин и К.Б. Птица. В 1939 году был организован училищный хор: до этого учащиеся посещали его в консерватории и там же проходили дирижерскую практику. Надо сказать, что в то время уже преуспевал детский хор школы при училище. Его хорошая работа, так же как и работа детского струнного оркестра, специально отмечалась Комитетом по делам искусств.
Своими успехами училище в значительной мере обязано кропотливой работе педагогов первой ступени – детской музыкальной школы при училище. Руководителями детского хора в 30-е годы являлись В.Г. Соколов и В.А. Вахромеев; руководителями детского струнного оркестра – сначала В.П. Ширинский, а позднее – Ю.М. Юровецкий и А.И. Фролов. Вести фортепианные классы школы Р.Л. Блюман и В.В. Чертова пригласили в 30-е годы К.И. Барскову, Т.К.Брянцеву, Л. П. Ефимову, Т.Г. Катуар, К.И. Миркину и других преподавателей. Класс скрипки вела И.И. Гаухман, класс виолончели – М.А. Калужский и М.Б. Хлебопрасов.
Интенсивная творческо-педагогическая работа шла на всех отделениях. К концу 30-х годов училище превратилось в один из ведущих методических центров страны по начальному и среднему образованию. Именно здесь были созданы первые серии сборников учебных программ для музыкальных училищ (1937 и 1940) а также большинство программ для ДМШ. Заведующий учебной частью A.А. Николаев, вместе с заведующими фортепианным и оркестровым отделами Б.М. Медведевым и Л.С. Марьясиным возглавили эту работу. Они привлекли к активному участию большую группу педагогов, среди которых были К.К. Бакланова, Е.А. Бокщанина, А.В. Володин, Л.С. Гинзбург, А.Д. Готлиб, В.Н. Гридюшко, B.Г. Дулова, С.Н. Еремин, С.Н. Лещинский, Л.Г. Лукомский, В.И. Месснер, Е.А. Милькович, М.М. Мирзоева, В.П. Мухин, А.Г. Руббах, М.Я. Сивер, В.В. Соколов, И.В. Способин, В.В. Хвостенко, К.А. Эрдели, И.М. Ямпольский.
В 1940 году училище отметило столетие со дня рождения П.И. Чайковского. В Малом зале консерватории был устроен открытый концерт, программа которого полностью состояла из его произведений. Кроме того, силами оперного класса была осуществлена постановка пяти сцен из «Евгения Онегина» и интермедии из «Пиковой дамы». В дальнейшем – уже в послевоенное время – стало училищной традицией устраивать концерты, посвященные композитору, чье имя с 7 мая 1940 года носит Московская консерватория.
1941-1960
В годы Великой Отечественной войны училище не было эвакуировано и продолжало работать в Москве. Многие из его учащихся и педагогов ушли на фронт. Мы помним всех тех, кому не суждено было вернуться, кто отдал свои жизни во имя великой победы над фашизмом.
Объявления о приеме студентов в 1942 году
Приказы по училищу, относящиеся к октябрю-декабрю 1941 года (времени обороны Москвы), свидетельствовали о сложном положении дел на фронте. Они постановляли «назначить преподавателя Г.Г. Адена пожарным вахтером»; «перевести концертмейстера B.А. Киселева в распоряжение МПВО» и т.п.
История училища: мемориальная доска
Однако уже со 2 января 1942 года, когда советские войска перешли в контрнаступление, в училище вновь возобновился учебный процесс. Несмотря на текучесть состава, обусловленную призывом студентов в действующую армию, число учащихся неуклонно росло. Так, по данным архива, на 1 января 1942 года в училище числилось 212 студентов, на 1 февраля – 230, на 1 марта – 264, на 1 апреля – 288. Занятия велись по всем специальностям и музыкально-теоретическим дисциплинам. Из общеобразовательных предметов вначале (со 2 января) были введены только русский язык и литература. Занятия же по математике, естествознанию, географии и иностранным языкам начались позднее, в сентябре 1942 года.
Выпускник училища, пианист Г.Б.Аксельрод (1923-2003)
Зимне-весенний прием 1942 года был необычайно ярким. 3 января были приняты Г.Аксельрод (класс Л.И. Ройзмана) и певица А.К. Матюшина (класс Е.Ф. Петренко). 15 января в училище поступила юная арфистка О. Эрдели, 20 января – скрипач И.Политковский; 29 марта состоялось зачисление композитора Р.Бунина, а 21 апреля – А.Холминова.
Выпускник училища, композитор А.Н.Холминов (р.1925)
16 июня 1942 года директор училища Р.Л. Блюман дала интервью сотруднику «Вечерней Москвы»: «В текущем году, который является 51-м учебным годом училища, у нас занимается 300 студентов… 50 студентов училища объединены в струнный оркестр… С работой этого оркестра музыкальная общественность столицы уже познакомилась на отчетном концерте, который состоялся в Малом зале консерватории 29 мая. Сейчас оркестр готовится к выступлению в Измайловском парке культуры и отдыха. Систематическую концертную работу проводят также студенты училища в воинских частях и госпиталях, где за последнее время было дано свыше 40 концертов. 19 июня состоится второй отчетный концерт в Малом зале, включающий произведения русских композиторов, Дворжака, Сметаны, Шопена».
«Вечерняя Москва» запечатлела жизнь училища в первый год войны в ряде фотографий, опубликованных в газете. Ученик Ю.И. Янкелевича, будущий лауреат международных конкурсов, но пока совсем еще юный Игорь Политковский с концертмейстером Ю.Чернявской (номер от 6 июля 1942 года). Чрезвычайно выразительный, трогательный снимок со следующим титром: «В музыкальном училище Московской государственной консерватории. Юный композитор Рита Кусс показывает свое новое сочинение заслуженному деятелю искусств, профессору-орденоносцу А.Ф. Гедике» (номер от 9 июля 1942 года).
Оставшиеся в Москве преподаватели училища стремились внести свой вклад в борьбу с фашизмом. Многие из них давали по 120 шефских концертов в год. Большую шефскую работу вели и учащиеся. Только в мае-июне 1943 года было дано свыше 40 концертов в воинских частях и госпиталях Москвы. Сбор от трех платных концертов в Малом зале консерватории весной 1943 года училище направило в пользу детей фронтовиков.
В период с 18 марта по 27 июня 1945 года был организован цикл из шести концертов. В рецензии, опубликованной в «Вечерней Москве 19 апреля 1945 года, музыковед С.М. Корев писал, что концертные программы «отражали принципиально новые моменты в музыкально-педагогической практике». В них «почти отсутствуют традиционные образцы чисто педагогической литературы, лишенной серьезного художественного значения». Отмечая, что основу программ составляли замечательные произведения русских композиторов-классиков, рецензент свидетельствовал, что «практика училища при Московской консерватории убедительно показывает, что этот репертуар является превосходным учебным материалом, воспитывающим как музыкально-техническую, так и общую художественную культуру учащихся». В этой же рецензии отмечалась инициатива, проявленная училищем в области пополнения репертуара ансамблевых классов художественными произведениями, созданными на материале зарубежной музыки. Особо была выделена Сюита на темы Витали для арфы в сопровождении квартета, сочиненная Д.А. Блюмом. Это произведение было исполнено 11 апреля 1945 года студенткой класса М.П. Мчеделова Н.Гараниной и учащимися квартетного класса Б.О. Сибора. В дальнейшем всевозможного рода ансамбли арф (с квартетом, с хором, с органом и с другими солирующими инструментами) широко практиковались М.П. Мчеделовым и пользовались неизменным успехом как у музыкантов-специалистов, так и у широкой публики.
Эта рецензия является одним из свидетельств не прекращавшейся в годы войны методической работы отделов училища, руководство которыми было возложено приказом от 3 января 1942 года на Б.Б. Тица (фортепианный отдел), В.П. Ширинского (оркестровый) и М.Д. Штерн (общий курс фортепиано).
Чрезвычайно интенсивную жизнь вел теоретико-композиторский отдел училища, руководимый И.В. Способиным. Многие методические замыслы того времени воплотились затем в блестящих учебниках, не утративших своей актуальности и поныне, – таких, например, как «Музыкальная литература зарубежных стран» B.C. Галацкой (1952, 1957), «Музыкальная форма» (1947) и «Элементарная теория музыки» (1951) И.В. Способина, «Инструментоведение» Д.А. Блюма (1947) и др.
Одной из важнейших задач, возникшей в период войны, было ниспровержение утверждений гитлеровской пропаганды о якобы несамостоятельности русской и вообще славянской культуры. В этом свете принципиально значимо появление темы заседания фортепианного отдела, состоявшегося 17 апреля 1942 года: «Исполнительский показ авторов глинкинской и доглинкинской эпохи» (методическая работа педагога Н.В. Отто). Не менее примечательно заседание отдела общего фортепиано в феврале 1942 года: на нем обсуждался вопрос об изучении с учащимися-вокалистами партии аккомпанемента в романсах и песнях советских композиторов. Тема была очень актуальной, так как студенты-вокалисты должны были срочно готовить новый репертуар для художественно-агитационных выступлений.
В годы войны в списках педагогов училища появилось довольно много новых имен. Среди них – выдающиеся музыканты и ведущие профессора консерватории (А.Н. Александров, С.Н. Кнушевицкий, С.Е. Фейнберг, А.И. Ямпольский и другие), которые, однако, пробыли в училище недолго и позже сосредоточились на работе в вузе. Более длительным оказалось пребывание в училище М.С. Неменовой-Лунц, которой оно обязано хорошей постановкой работы в концертмейстерских классах; Я.Б. Звагельского, сумевшего создать едва ли не самый многочисленный в стране училищный класс альта; певицы Л.М. Марковой, валторниста А.А. Щетникова, тромбониста В.А. Щербинина. К годам войны относится начало работы в училище арфиста М.П. Мчеделова, занимавшего впоследствии, в течение десяти лет (1946-1956), должность заместителя директора по учебной части; музыковедов – теоретиков С.С. Григорьева и B.С. Слетова и историков В.С. Галацкой и В.Б. Григорович; композитора М.П. Зив; пианистки И.В. Васильевой, которой принадлежит заслуга организации первой в стране музыкальной школы-десятилетки при Московской консерватории; певицы Е.К. Гедевановой, впоследствии возглавившей Московское музыкальное училище имени М.М. Ипполитова-Иванова; скрипачей Б.В. Беленького, М.С. Блока и Б.Е. Кузнецова, принявшего на себя с 1943 года заведование струнным отделом; виолончелистов А.Н. Егорова, Я.П. Слободкина и Я.М. Смолянского; контрабасиста В.К. Зиновича; трубача В.А. Бони; педагогов-концертмейстеров 3.Ф. Бутыриной, Р.И. Зайонц, А.А. Карелиной, К.И. Королевой; сотрудников учебной части С.Г. Львовой, А.С. Митлиной и других.
Училище и музыкальная школа выстояли в эти сложные для всей страны годы. Их активная жизнь – свидетельство невероятной силы духа и мужества людей, веривших в победу и стремившихся сделать максимум возможного для ее приближения. В канун Великой Победы, 11 апреля 1945 года, юная скрипачка Н.Школьникова (класс Ю.И. Янкелевича), в скором времени лауреат парижского конкурса имени Маргариты Лонг, выступила в Малом зале Московской консерватории с исполнением «Испанской симфонии» Лало. Через несколько дней после окончания войны, 14 мая 1945 года, будущий лауреат того же парижского конкурса – восьмилетний пианист Игорь Жуков (класс В.В. Чертовой) – дебютировал по столичному радио с исполнением пьес из «Детского альбома» Чайковского.
В послевоенные и 50-ые годы директором училища оставалась Р.Л. Блюман. Училище по-прежнему славилось созвездием замечательных педагогов. Его недавние выпускники, окончив Московскую консерваторию, возвращались в родные стены – преподавать рядом со своими наставниками. Это обеспечивало преемственность традиции. Профессиональный авторитет учебного заведения продолжал неуклонно расти. На всех шести отделениях велась активная творческо-педагогическая деятельность. Важную роль в жизни училища играли его творческие коллективы, добивавшиеся значительных художественных результатов: симфонический оркестр (возглавляемый М.Н. Терианом, затем И.А. Аркиным), и хор дирижерско-хорового отделения (под руководством Е.Н. Бесядовской-Зверевой).
Р.Ю. Чернов
На фортепианном отделении преподавали ученики А.Гольденвейзера, К.Игумнова, М.Юдиной, Л.Оборина. Среди педагогов: Я.И. Мильштейн, В.А. Натансон, Б.Б. Тиц, А.Г. Руббах, Р.Ю. Чернов, Л.И. Ройзман, В.С. Белов, Н.Л. Фишман, Л.М. Живов. В 50-ые гг. в педагогический коллектив вошли ученици Г.Нейгауза В.М. Хорошина, Е.И. Каспина, а также ученик Э.Гилельса П.В. Месснер. Отделение возглавляла М.Я. Сивер.
Юрий Исаевич Янкелевич
Среди преподавателей струнного отделения: скрипачи Ю.И. Янкелевич, И.М. Ямпольский, Б.Е. Кузнецов, Б.В. Беленький, И.И. Гаухман, К.В. Кучакевич, М.С. Глезарова, Ю.А. Брейтбург, М.А. Гарлицкий, А.И. Фролов, Б.Э. Гольдштейн; альтисты Я.Б. Звагельский и Е.В. Страхов, виолончелисты Я.М. Смолянский, Я.М. Слободкин, А.Н. Егоров и А.Г. Латинский; контрабасист А.И. Астахов и арфист М.П. Мчеделов. До середины 50-х заведующим отделением был Б.Е. Кузнецов, затем его сменил К.А. Байбуров.
Сергей Николаевич Еремин
Отделение духовых и ударных инструментов возглавлял С.Н. Еремин. Классы специальных интструментов вели: флейтисты: Д.Г. Харкевич, А.В. Корнеев; гобоисты Н.Н. Солодуев, М.М. Оруджев; кларнетисты А.В. Володин, А.Г. Семенов, А.Р. Пресман; фаготисты И.И. Костлан, Р.П. Терехин, В.П. Горбачев; валторнисты А.А. Щетников, А.А. Янкелевич, В.В. Полех; трубачи В.А. Бони, С.Н. Еремин, Ю.А. Усов; тромбонисты shcherbininВ.А. Щербинин, М.Н. Турусин; ударные инструменты преподавали К.М. Купинский и В.А. Сенкевич.
А.М. Железнов
На вокальном отделении, возглавляемом А.М. Железновым, преподавали Ф.С. Петрова, В.Ф. Рождественская, М.М. Мирзоева, С.С. Персикова, О.П. Померанцева, М.М. Хавина, Е.В. Енохович, К.П. Тихонова и др.
Евстолья Николаевна Бесядовская-Зверева
Руководителем дирижерско-хорового отделения с 1947 была Е.Н. Бесядовская-Зверева. Среди преподавателей: В.П. Мухин (заведовал отделением до 1947), М.Н. Александровская, З.В. Муравьева, С.В. Попов, М.А. Бондарь, Е.А. Красотина, Г.И. Савельев, И.Г. Агафонников, Б.Г. Тевлин.
Хоровой дирижёр Борис Тевлин в молодые годы
В педагогический коллектив теоретического отдела послевоенных лет входили В.Б. Григорович, М.Л. Рыцлин, И.Е. Шехонина, В.А. Белоусова, М.Л. Пескина, В.С. Галацкая, В.С. Слетов, В.В. Хвостенко, А.Ф. Мутли, С.С. Богатырев, В.О. Берков, Ф.Ф. Мюллер, М.П. Зив, Б.К. Алексеев, А.Н. Александров, В.Н. Рукавишников, Т.В. Попова. В 50-е годы в училище начали преподавать А.И. Лагутин, Ю.Н. Холопов, Е.М. Фраенова, В.П. Фраенов. В 1952 году отделение возглавил Д.А. Блюм, сменив на этом посту В.С. Слетова.
Среди выпускников училища периода 1945-1960 гг. – выдающиеся музыканты: Г.Гродберг, С.Нейгауз, И.Жуков, В.Бунин (фортепианное отделение); М. Яшвили, И.Политковский, Н.Школьникова (струнное отделение); А.Корнеев, М.Турусин, И.Штегман, Ю.Должиков, А.Васильев, В.Баташов, В.Богорад, Л. Володин, А.Максименко, В.Новиков, В.Ягудин, В.Попов (духовое отделение), Г.Писаренко (вокальное отделение), Б.Тевлин, И.Агафонников, Г.Струве (дирижерско-хоровое отделение), П.Аедоницкий, А.Эшпай, А.Волконский, Н.Сидельников (теоретическое отделение) и др.
В 50-е годы в училище преподавался широкий круг специальных и общеобразовательных предметов. В учебные планы вводились и новые, очень необходимые для профессионального становления молодых музыкантов, например, «дирижирование» на духовом отделении, «методика преподавания сольфеджио» и «методика преподавания музыкальной литературы» на теоретическом отделении. Поступали в училище по-прежнему на конкурсной основе – по результатам вступительных испытаний, которые до 1957 года проходили в августе, а затем были перенесены на июль (что сохранилось до сих пор). С 1957 года в училище смогли учиться не только одаренные музыканты из разных городов СССР, что существовало всегда, но и иностранные студенты (первыми оказались представители Монголии). Общежитие для иногородних находилось на Трифоновской улице, вблизи Рижского вокзала. Само училище продолжало размещаться вместе со школой в одном, тогда еще трехэтажном, здании по адресу: Мерзляковский переулок, дом 9.
Н.Школьникова
5 декабря 1958 года в Малом зале консерватории прошел юбилейный вечер, посвященный 70-летию со дня рождения и 30-летию руководства училищем Р.Л. Блюман. В концерте выступили замечательные музыканты, воспитанники училища 30-50-х годов: пианист Игорь Жуков, скрипачка Нелли Школьникова, флейтист Александр Корнеев, тромбонист Виктор Баташов, певицы Надежда Поставничева, Надежда Клягина, Эльза Браслис. Был среди них и ученик школы при училище Витя Третьяков. Разумеется, все это – лишь часть «Большой Мерзляковской Энциклопедии» периода Р.Л. Блюман, содержащей внушительный список высокопрофессиональных музыкантов разных специальностей.
Теоретик В.Б.Григорович
Период Р.Л. Блюман завершился в 1959 году, когда директором училища стал Стефан Тимофеевич Кальянов, ранее занимавший должность заместителя директора Центральной музыкальной школы.
С.Т. Кальянов
1961-1990
В 1961 году директором училища стала Лариса Леонидовна Артынова. К этому времени она уже в течение 15 лет являлась членом его педагогического коллектива: вела концертмейстерский класс и музыкальную литературу. Л.Л. Артынова руководила училищем до 2001 года, затем была его почетным директором и посвятила ему, таким образом, всю свою жизнь. Ей удалось сохранить и талантливо развить лучшие традиции учебного заведения, а многие нововведения – в частности, «посвящение в профессию» в Доме-музее П.И. Чайковского в Клину, – стали традициями для последующих поколений.
Л.Л.Артынова с Л.А.Мазелем и Ю.В.Келдышем. 60-е годы
В «годы Артыновой» училище обрело статус главного среднего музыкального учебного заведения СССР. На основе конкурсных вступительных испытаний оно принимало одаренных музыкантов со всей страны и готовило их к продолжению обучения в Московской консерватории. В училище поступали и иностранные студенты. На всех отделениях работали выдающиеся представители отечественной исполнительской и музыковедческой школы. Большинство из них являлось выпускниками Московской консерватории, до этого получившими образование в стенах училища.
Малый педсовет, 1960-е гг.
В этот период на фортепианном отделении училища преподавали выдающиеся музыканты, профессора Московской консерватории и недавние выпускники, только начинавшие свою исполнительскую и педагогическую деятельность – М.Я. Сивер, П.В. Месснер, Б.А. Романов, М.Д. Готлиб, Я.И. Мильштейн, Л.В. Рощина, В.В. Горностаева, Л.Н. Наумов, Т.П. Николаева, В.М. Хорошина, Е.И. Каспина, Н.Л. Фишман , Л.В. Мохель, Т.А. Алиханов, В.В. Бунин, Э.К. Вирсаладзе, В.В. Кастельский, А.И. Соболев, Н.Г. Суслова, Г.Н. Егиазарова, Ю.И. Батуев, Б.А. Шацкес, Т.В. Галицкая, М.В. Савельева, Э.Н. Тумило-Денисович (Грудинова), Д.Н. Садыхова и др.
На струнном отделении преподавали И.И. Гаухман, М.П. Мчеделов, А.Г. Латинский, Н М.С. Глезарова, Н.К. Боярская, К.В. Кучакевич, И.И. Гвоздецкая, Г.А. Мндоян, М.Ф. Масленникова, Е.Д. Демиденко, Н.А. Иванова-Крамская, Г.А. Дуброва, Л.Н. Гущина, О.Л. Войтова, В.В. Красильников, Б.С. Артемьев, Н.Г. Бешкина, Н.Н. Лисукова, Л.Ю. Славянова, А.Н. Селезнев и др.
На отделении духовых и ударных инструментов в преподавали выдающиеся музыканты и блестящие педагоги – Д.Г. Харкеевич, М.М. Оруджев, Л.М. Славинский, В.И. Лупачев, В.Н. Тамбовцев, А.Р. Пресман, В.В. Петров, Р.О. Багдасарян, В.П. Горбачев, В.В. Полех, Р.П. Матикян, Е.К. Крюковцев, С.Н. Еремин, И.И. Павлов, Ю.А. Усов, В.А. Новиков, М.Н. Турусин, В.Б. Баташов, В.С. Киселев, Ю.Я. Ларин, В.А. Сенкевич, А.В. Курашов, В.М. Барков и др. (см. Историю отделения духовых и ударных инструментов)
Среди преподавателей вокального отделения: Г.И. Тиц (заведующий отделением с 1963 по 1986), К.П. Тихонова, М.М. Хавина, К.А. Фортунатова, Н.К. Поставничева, Н.М. Усатюк, Т.А. Тиунова, В.Д. Смирнова, В.В. Горячкин, Ю.А. Ельников, Л.Г. Екимов и др.
Преподаватели вокального отделения. 1960-е гг.
Среди преподавателей дирижерско-хорового отделения этого периода – Е.Н. Бесядовская-Зверева (зав. отделением до 1968 г.), А.П. Александров (зав. отделением с 1968 по 1985 г.), Л.Н. Павлов (зав. отделением с 1985 г.), С.В. Попов, Б.Г. Тевлин, Е.А. Красотина, З.С. Числова, Е.А. Лобачева-Цыганова, З.К. Лионова, Г.И. Савельев, Т.И. Смирнова, А.Г. Белокуров, И.Г. Агафонников, Ю.Ф. Градишкевич-Радышкевич, М.В. Королева, О.П. Лапузо, Г.Б. Заборонок (Малкина), В.В. Контарев, Н.В. Аверина, П.В. Халабузарь, Г.А. Шестерикова, С.А. Соколов, Г.А. Плюскус, Ю.В. Бибин и др. (см. Историю дирижерско-хорового отделения)
Музыкально-теоретические предметы, музыкальную литературу и композицию в эти годы вели Д.А. Блюм, В.С. Галацкая, С.С. Григорьев, Ю.Н. Холопов, Ю.А. Фортунатов, В.П. Фраенов, В.В. Базарнова, И.С. Лопатина, И.В. Уберт, Е.И. Чигарева, Л.Г. Краснянский, Л.В. Постникова, Н.С. Абатурова, Т.В. Плюскова, Н.А. Кохова, Л.А. Пешкова, Е.Д. Лапинь, Т.С. Кюрегян, Н.В. Прокина, Т.А. Петрова, В.П. Демидов, Л.Л. Артынова, Е.М. Царева, И.В. Коженова, И.М. Молчанова, О.И. Аверьянова, Н.М. Зив, Е.М. Фраенова, И.В. Охалова, Г.В. Жданова, А.И. Пирумов, Н.Н. Сидельников, К.К. Баташов и др.
Стройка века: будущие спортзал и бассейн. 1981 г
Даже в сложные для художественного образования годы всеобщей стандартизации и унификации деятельность училища была ориентирована на выявление индивидуальности учеников, на формирование творческой личности. Это ценилось в музыкальной-педагогической среде. Система образования мерзляковского училища привлекала пристальное внимание специалистов из разных городов, в том числе и зарубежных, приезжавших изучать и перенимать уникальный опыт. Преподаватели училища вели активную научно-методическую деятельность, опубликовали в этот период десятки книг, статей, нотных сборников педагогического репертуара.
Ремонт в 60-е гг.
В период руководства Л.Л. Артыновой расширилась материальная база училища. Оно стало обладателем еще одного здания, перестроенного из общеобразовательной школы (1964 г.; Мерзляковский пер., д.11), общежития в центре города, занимаемого прежде консерваторией (1969 г.; Дмитровский пер., д.6) и спортивного комплекса с бассейном (1987 г.). В училище установили два органа (1967 и 1968 гг., фирма Sauer), обновили парк музыкальных инструментов, на современном техническом уровне оборудовали кабинет звукозаписи и организовали систему трансляции в классы.
Училище принимало активное участие в культурной жизни столицы. В 1966 году Московская консерватория отмечала столетний юбилей. «Младший брат консерватории» посвятил этому знаменательному событию серию концертов в Большом и Малом залах Московской консерватории. В мае этого же года в БЗК состоялся училищный концерт из произведений Д.Д. Шостаковича, посвященный 60-летию композитора.
Дирижер симфонического оркестра училища А.Михайлов
Особой гордостью этого периода стала деятельность училищного симфонического оркестра. Его возглавляли дирижеры И.Аркин, А.Михайлов, с ним начинали свою дирижерскую деятельность Д.Китаенко и А.Лазарев. Высочайшими творческими достижения отмечен период работы Л. Николаева, под руководством которого оркестр в 1974 году завоевал звание лауреата Международного конкурса молодежных оркестров «Фонд Герберта фон Караяна» в Западном Берлине и Большую золотую медаль.После выступления оркестра в конкурсе «Фонд Герберта фон Караяна» газета «Deutsche Welt» писала: «Концерты молодых людей подтвердили то, что в России воспитывается такое подрастающее поколение артистов, перед виртуозностью и уровнем которых вряд ли может устоять молодое поколение Запада». Д.Китаенко в интервью Всесоюзному радио, подготовившему в октябре 1974 года специальную передачу об оркестре после его возвращения с конкурса, сказал: «Мне посчастливилось начать свою дирижерскую деятельность именно в стенах училища с этим оркестром. Огромное достоинство оркестра училища: он играет профессионально, работает с большим энтузиазмом, с большим желанием».
Оркестр регулярно выступал с концертами в Большом зале консерватории, Колонном зале Дома Союзов и Концертном зале им. П.И. Чайковского, был участником фестивалей «Русская зима» (1977) и «Московская осень» (1988), концертов Культурной программы XXII летних олимпийских игр (1980, фото) и XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1985). Гастролировал в Иваново, Калининграде, Калуге, Рязани, Владимире, Подольске, Зеленограде. Неоднократно записи его выступлений передавались по радио и телевидению, а фирма «Мелодия» выпустила три альбома грампластинок. С симфоническим оркестром училища выступали выдающиеся музыканты – пианисты Т.Николаева, А.Наседкин, А.Гаврилов, В.Виардо, Н.Панкова, скрипач И.Груберт, виолончелисты Н.Шаховская, В.Яглинг, саксофонист С.Гурбелошвили, певцы А.Ведерников, Н.Поставничева, Н.Бурнашева. При исполнении музыки Бетховена к трагедии Гете «Эгмонт» в 1971 и 1979 годах монолог Эгмонта читал народный артист СССР М.И. Царев.
Д.Б. Кабалевский и студенты училища
Репертуар оркестра был чрезвычайно обширным и разнообразным (см. Список произведений классической и современной музыки, исполненных Симфоническим оркестром Училища при Московской консерватории в период с 1980 по 1990 год под руководством дирижера Л.В. Николаева). Учащиеся играли сочинения Вивальди, Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Вебера, Мендельсона, Брамса, Чайковского, Скрябина, Рахманинова и других композиторов-классиков. Значительное внимание уделялось и творчеству современных отечественных авторов. Репетиционная работа над их сочинениями нередко проходила при участии самих композиторов – Д.Кабалевского, Г.Свиридова, Т.Н. Хренникова, А.Холминова, А.Эшпая), Н.Ракова, В.Агафонникова, К.Волкова, А.Николаева, Н.Сидельникова. «Доверять воспитанникам училища премьеры своих произведений мне доводилось не раз, – писал в газете «Московский комсомолец» (10.06.87) А.Я. Эшпай. – Я очень люблю взрастившее меня училище, и мои чувства к нему с годами не только не ослабевают, но делаются более глубокими… Юные оркестранты под руководством Л.В. Николаева достигают, казалось бы, невозможного».
В 1974 году в БЗК состоялся вечер, посвященный 70-летию Д.Б. Кабалевского. После концерта восхищенный композитор адресовал учебному заведению письмо: «Симфонический оркестр учащихся Музыкального училища при Московской консерватории – превосходный коллектив, в котором свежесть и увлеченность юности пленяют так же, как и высокий уровень профессионального мастерства. Я не раз встречался с этим оркестром как рядовой слушатель, как автор и даже как дирижер. И каждая из этих встреч всегда приносила мне глубокое удовлетворение и большую радость».
Каждое поколение учащихся проходило в составе оркестра до 20 произведений. Так, например, выпускник 1983 года виолончелист Олег Коган за годы обучения в училище участвовал в исполнении следующих произведений (в том числе и как солист: играл I часть концерта Дворжака):
● Бах — Концерт для двух фортепиано с оркестром
● Вивальди — Концерт для двух скрипок и двух альтов с оркестром
● Гайдн — Оксфордская симфония и две части Концерта для трубы с оркестром
● Моцарт — Юношеская симфония, Концерт для флейты с оркестром и кантата «Регина Целли»
● Вебер — Концерт для кларнета с оркестром
● Вьетан — Концерт № 5 для скрипки с оркестром
● Григ — Концерт для фортепиано с оркестром
● Вагне — Вступление и Антракт к III действию оперы «Лоэнгрин», увертюра к опере «Мейстерзингеры»
● Малер — Симфония № 4
● Дебюсси — Послеполуденный отдых фавна
● Римский-Корсаков — Концерт для фортепиано с оркестром
● Чайковский — Сюита «Спящая красавица», «Франческа да Римини»
● Стравинский — Петрушка
● Прокофьев — Сюита «Зимний костер», Концерт №2(1 часть) для фортепиано с оркестром
● Шостакович — 1-я симфония и кантата «Над Родиной нашей солнце сияет»
● Хачатурян — Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром
● Хренников — Адажио из балета «Гусарская баллада»
● Тактакишвили — Концерт для фортепиано с оркестром № 2
● Капп — Маленькая веселая увертюра
● Агафонников — Кантата-плакат «Партийный съезд Советского Союза»
К этому можно добавить произведения, пройденные этим же учащимся в классах камерного ансамбля и квартета:
● Моцарт — Трио № 4 (три части)
● Мендельсон — Трио (две части)
● Шуберт — Трио ми-бемоль мажор (две части)
● Шостакович — Трио (две части)
● Моцарт — Квартет соль минор (одна часть)
● Бетховен — Соната № 2 (одна часть)
● Шопен — Соната (две части)
● Брамс — Соната № 1 (одна часть)
● Бетховен — Струнное трио соч. 9 (две части), Квартет № 4
● Шуман — Квартет № 3
● Григ — Квартет соль минор
● Шостакович — Квартет № 1
● Чайковский — Квартет № 2, секстет «Воспоминание о Флоренции» (две части)
Все это – свидетельство высокой профессиональной школы, которую студенты получали в училище. Неудивительно, что его выпускники составляли костяк вузовских оркестров, а впоследствии играли в ведущих симфонических, оперных, камерных оркестрах страны и зарубежных стран.
80-е годы жизни училища выделились серией оперных постановок, осуществленных силами учащихся вокального, теоретического, струнного и духового отделений. На различных театральных и клубных сценах Москвы были показаны оперы Глюка «Орфей» (1982, 1984, 1988) и «Обманутый судья» (1986), зигшпиль Моцарта «Бастьен и Бастьенна» (1990). Спектакли ставились по всем канонам оперного жанра. В их оформлении принимали участие учащиеся Театрального художественно-технического училища. Качество исполнения и постановки оперы «Орфей», осуществленной доцентом Московской консерватории В.М. Ждановым, позволило вынести спектакль и на сцену Московского детского музыкального театра Н.И. Сац. По случаю этой постановки в газете «Вечерняя Москва» (18 января 1989 г.) появилась заметка «Возвращение „Орфея”»: «Порадовало, что строгая, возвышенно-чистая музыка «Орфея» оказалась созвучной молодым исполнителям, по-настоящему захватила их». Опера «Обманутый судья» (режиссер-постановщик и редактор текста – преподаватель училища С.Э. Борусевич) исполнялась на сценах театров дворцов-музеев Останкино и Кусково.
Среди внеучебных творческих форм деятельности учащихся училища в 70–80-е годы выделилась работа музыкальных кружков.
Кружки, функционировавшие в училище в 1985-86 учебном году
● Творческий (рук. В.В. Базарнова)
● Музыкальной журналистики (рук. О.И. Аверьянова)
● Композиции (рук. И.Г. Соколов)
● «Современной музыкальной жизни Москвы» (рук. Е.И. Чигарева)
● Старинной музыки (рук. А.М. Шмитов)
● Настройки клавишных инструментов (рук. С.Я. Пронин)
● Вокально-драматический (рук. С.Э. Борусевич)
● «Литературная Москва» (рук. Р.А. Калинская)
● Хореографии (рук. Т.К. Петрова)
● Шахматный (рук. И.В. Уберт)
● Фото (рук. Н.Н. Алексеев)
Кружок музыкальной журналистики. Сентябрь 1980 года. В центре О.И. Аверьянова. На фото присутствуют: староста кружка Алла Солодарь, Ольга Величкина, Светлана Полякова, Марина Сторожко (Насонова), Марина Иванова
На заседаниях творческого кружка учащиеся встречались с Е.Нестеренко, Т.Николаевой, В.Яглинг, квартетами Бородина, Шостаковича, актрисой малого театра Е.Гоголевой, директором Пушкиногорья С.Гейченко, профессорами и студентами высшей музыкальной школы в Берлине и т.д.; знакомились с неизвестными сочинениями, в том числе и написанными сокурсниками-композиторами, выступали с научно творческими сообщениями, проводили различные конкурсы, устраивали «музыкальные салоны» и т.д.
Одним из популярных в 80-ые годы стал кружок музыкальной журналистики, ядро которого также составили учащиеся теоретического отделения. Информационный бюллетень кружка был назван «Флорестан». В статье, открывшей первый выпуск музыкального журнала кружка, было написано: «Мы не случайно выбрали имя знаменитого шумановского героя. Нас привлекает его страстная увлеченность, вера в правоту борьбы. Ведь и перед нашим временем все так же стоит проблема чистоты, гражданственности искусства, не стихает борьбы против мещанства, пошлости, безвкусицы. И сейчас еще предостаточно филистеров, для которых критерием истинности искусства становится крик моды. Мы хотим встать в ряды честных музыкантов, продолжающих дело, начатое славными „Давидсбюндлерами”». Члены кружка овладевали навыками журналистской работы, обучались журналистской этике, учились брать интервью и писать статьи в различных жанрах.
Потребность в дискуссии привела к возникновению в 1988 году студенческого клуба «Диспут». Инициаторами и организаторами были студенты теоретического отделения А.Семенов, В.Юровский и Ю.Павловецкий.
Академическое образование не исключало глубокого интереса к актуальной проблематике, к процессам современной музыкальной жизни. В 1989 году в журнале «Советская музыка». была опубликована статья студентки теоретического отделения училища О.Мариевой «Так ли надо наводить мосты?». Она была написана на основе ее собственной конкурсной работы «Рок-музыка и молодежь – проблема социальная». Статья вызвала общественный резонанс: художественное явление было рассмотрено в его взаимосвязях с закономерностями общественной жизни, в контексте времени и его социальных законов.
Последние сорок лет XX века – годы расцвета деятельности Музыкального училища при консерватории. Их результат – достижения выпускников в самых разных областях музыкального искусства
Фотографии, предоставленные выпускниками 1981-1982 гг
1991-2008
В 1991 году училище отметило столетний юбилей. Итог его вековой деятельности – десятки выдающихся музыкантов, заслуженная слава и престиж мерзляковской школы. К этому событию фирма «Мелодия» выпустила двойной альбом с записями творческих коллективов училища, сделанных на концертах в БЗК и Колонном зале Дома союзов. Статус учебного заведения закрепился в соответствующем наименовании: с 1991 года оно стало называться Академическим музыкальным училищем при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.
1991 год оказался рубежным не только в истории музыкальной Москвы. Формировалось новое государство. Политические, экономические и социальные изменения в стране повлекли за собой перемены в художественной жизни. Училищу пришлось столкнуться с множеством проблем. Стремительно ухудшилась материальная ситуация, резко сократилось бюджетное финансирование (деньги выделялись только на зарплату и стипендию), уменьшился приток студентов из регионов.
…Но появившаяся свобода вдохновляла! С открытием границ открылось и новое художественное пространство. Солисты и коллективы училища начали участвовать в международных конкурсах и фестивалях, совершать гастрольные поездки. Преподаватели смогли выезжать за границу для обмена опытом, а выпускники – работать в оркестрах, театрах, учебных заведениях всего мира. О возможностях подобного общения «без границ» и творческих контактов раньше можно было только мечтать!
Не ограниченное идеологией толкование художественных явлений, а также бòльшая доступность источников оказали положительное влияние на содержание учебных курсов. В наибольшей степени это коснулось теоретических дисциплин и музыкальной литературы. Ряд музыкальных эпох начал рассматриваться более пристально (музыка эпох Средневековья и Барокко, музыка XX века). Новым явлением был и более свободный, толерантный обмен мнениями между преподавателями и студентами.
Уже в 90-е годы десятки студентов училища стали лауреатами международных и всероссийских конкурсов. Причем большинство из них – обладателями первых премий. О достижениях «мерзляковской» школы с восторгом писали газеты Австрии, Германии, Италии, США и других стран. Среди выпускников этого периода: Александр Бузлов и Данила Иванов (виолончель), Родион Петров (скрипка), сестры Татьяна и Анна Самуил (скрипка), Сергей Соболев (фортепиано), Денис Шаповалов (виолончель) и др.
Училищные коллективы активно включились в музыкальную жизнь Европы. В 1991 году состоялись успешные выступления Симфонического оркестра училища под управлением Г.Воронкова на Молодежном Фестивале в Вене и на Фестивале музыки С.Прокофьева в Морване (Франция). В том же году училищный Хор под руководством Л.Н. Павлова занял III место на полифоническом конкурсе Гвидо д’Ареццо в Италии, участвовал в Международном Рождественском фестивале в г. Баттипалья (Италия) и был удостоен аудиенции Папы Иоанна-Павла II в Ватикане. В 1992 г. состоялась триумфальная гастрольная поездка Камерного состава Симфонического оркестра под управлением А.Левина по городам ФРГ и Бенилюкса. В последующие годы Хор стал лауреатом Международных конкурсов в г. Корке (Ирландия) и г. Кантонигрос (Испания), совершил гастрольную поездку по городам севера Франции, выступил на фестивале «Canta Bonn» (Ганновер, Бонн), а Симфонический оркестр училища принял участие в крупных международных фестивалях Usedomer Musikfestival в Германии (2002) и Grand Coeur de l’Abbaye-aux-Dames de Saintes во Франции (2004). Широкую концертную деятельность ведет училищный Ансамбль солистов «Премьера». Его очередные гастроли по городам Испании в декабре 2005 года прошли с большим успехом.
В начале 90-х гг. были установлены творческие связи с музыкальными колледжами, школами искусств и университетами в Ирландии, Италии, США. В них регулярно проводились мастер-классы преподавателей училища и концертные выступления студентов. Среди первооткрывателей новой формы сотрудничества – В.В. Бунин. Несколько последних лет были отмечены поездками М.И. Кесельман со своими учениками в Латвию. С 1992 года колледж стал устраивать «Летние творческие школы» для молодых музыкантов из-за рубежа – Южной Кореи, Японии, Китая, Франции и др.
В последние годы расширились контакты колледжа с регионами (Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Якутск, города Центральной России). Преподаватели регулярно проводят курсы повышения квалификации в учебных заведениях по всей стране. В 2004-2006 гг. мастер-классы и открытые уроки состоялись в Ярославле, Новогороде, Пскове, Орле, Березниках, Вологде, Нижнем Новогороде, Казани, Сыктывкаре, Новосибирске. В декабре 2005 года в стенах Колледжа прошли курсы повышения квалификации «Выдающиеся пианисты – выпускники Мерзляковки – преподавателям музыкальных училищ и колледжей России», в рамках которых состоялся Фестиваль фортепианной музыки «Мерзляковка приглашает друзей». Все это было осуществлено в рамках Федеральной целевой программы «Культура России 2001-2005».
С 1999 г. студенты колледжа под руководством К.В. Корзуна ежегодно участвуют в фольклорных экспедициях. В летние месяцы посещаются различные районы Воронежской, Брянской, Архангельской, Вологодской, Псковской, Новгородской и других областей России. На основе собранных материалов устраиваются отчетные концерты и создаются учебные пособия.
С 2002 года директором училища (колледжа) является В.П. Демидов – выпускник (1974) и преподаватель музыкально-теоретических дисциплин училища (с 1980), кандидат искусствоведения, Заслуженный учитель РФ.
В 2004 году состоялось переименование Училища в Академический музыкальный колледж (АМК) при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского и внесены соответствующие изменения в его Устав.
В 2002 году в колледже (единственном среднем специальном учебном заведении Москвы) была введена новая специальность – «орган». Ранее обучение игре на органе являлось факультативной дисциплиной. В 2005-2006 учебном году в Колледже состоится первый выпуск по этой специальности.
Колледж продолжает заниматься просветительской деятельностью. В течение последних лет были проведены циклы абонементных концертов-лекций для учащихся общеобразовательных школ в Чеховском культурном центре, в музее Серебряного века русской литературы и в детской библиотеке им. Н.А. Некрасова.
Преподаватели колледжа постоянно ведут научно-методическую работу: разрабатывают учебные планы и программы, принимают участие в формировании новых учебных стандартов, создают учебные пособия и хрестоматии, выступают на педагогических чтениях и конференциях. Все разработки пользуются большим спросом в профессиональной среде.
Колледж продолжит осуществлять публикацию работ своих преподавателей. В настоящее время вышли из печати:
Приемные требования по музыкально-теоретическим дисциплинам для поступающих на дирижерско-хоровое и исполнительские отделения (редактор-составитель И.С. Лопатина);
Фольклорный сборник «„Покажите, люди, дорогу” Песни и обряды Мглинского, Жуковского и Клетнянского районов Брянской области в расшифровках студентов и выпускников АМК при МГК» с компакт-диском, созданный на основе материалов фольклорных экспедиций (редакторы-составители Е.В. Иванова и К.В. Корзун);
Все либретто опер Верди (редактор М.В. Савельева);
Методические разработки преподавателей общеобразовательных предметов.
Эти работы могут быть использованы во всех музыкальных училищах и колледжах России.
Среди преподавателей, вошедших в педагогический коллектив колледжа в 1991-2006 гг., немало его недавних выпускников (в скобках указан год выпуска): И.В. Гольденберг (1987), И.В. Иогансен и Е.В. Щербаков (1988), Е.Ю. Маркова (1990), Е.Д. Кузнецова, А.А. Петрова, Н.А. Тришкина и И.В. Чуднецов (1991), К.В. Корзун и И.К. Лукина (1992), Е.В. Воловик (1993), И.В. Красотина (1994), Б.В. Мукосей, И.В. Петухова и Н.А. Шохирева (1995), С.Е. Крюковцев, А.А. Мещеринов и Ю.В. Тихонова (1996), М.А. Джемесюк, А.А. Июдина и А.С. Плеханова(1997), Н.И. Боголюбская и А.О. Корнильев (1998), М.В. Гутник и Т.И. Сорокина (1999), А.О. Митина и Е.М. Готсдинер (2001).
В дальнейших планах колледжа – расширение творческих связей с музыкальными учебными заведениями той же ступени в Европе.
В ноябре 2006 года в Москве прошел Международный фестиваль «Симфонические каникулы». Составляющей частью фестиваля стал конкурс солистов-инструменталистов, будут проведены мастер-классы. Колледж является инициатором и организатором этого фестиваля.
Среди важнейших событий, которые упрочили положение колледжа как ведущего музыкального учебного заведения России, – Конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах «Pifferari» (октябрь 2006 г.) и Первый открытый Всероссийский конкурс «Юный органист» (февраль 2007 г.). Конкурсы прошли в стенах Колледжа. 25-30 ноября 2008 года в колледже будет проведен Открытый Всероссийский конкурс молодых исполнителей на духовых и ударных инструментах, 3-7 февраля 2009 года – Второй открытый Всероссийский конкурс «Юный органист»
В сентябре 2008 года в колледже состоялась первая репетиция постановки оперы Й. Гайдна «Аптекарь» Исполнители: студенты вокального отделения и ансамбль солистов «Премьера» (художественный руководитель и дирижер — Игорь Дронов). Режиссер-постановщик — Игорь Ушаков (режиссер оперной труппы Государственного Академического Большого театра России). Музыкальный руководитель — Любовь Казарновская. Премьера постановки состоится в декабре 2008 года. Опера будет показана в музейных залах Москвы и Санкт-Петербурга.
Лауреаты международных конкурсов в 1993-1996 гг.
Фортепиано
● Юрист Ксения – дипломант Международного конкурса в Софии (1995). Класс проф. Наумова Л.Н.
● Дорошевич Елизавета – V премия на Международном конкурсе им. Шопена (Гёттинген, 1993). Кл. преп. Батуева Ю.И.
● Щелокова Ирина – IV премия на Международном конкурсе им. Шопена (Гёттинген, 1993). Кл. преп. Мохель Л.В.
● Кирсанов Олег – I премия на Международном конкурсе в Ранса (Франция, 1994). Кл. преп. …
● Стембольская Мария – I премия на Международном конкурсе «Этторе Поццоли» (Италия, 1993), II (?) – на конкурсе им. Бузони в Больцано (?). Кл. преп. Егиазаровой Г.Н.
● Корниенко Карен – III премия на Международном конкурсе им. Скрябина (1995). Кл. преп. Егиазаровой Г.Н.
● Миллионщикова Мария – I премия на Международном конкурсе в Перозе (Италия, 1995). Кл. преп. Батуева Ю.И.
● Чикова Екатерина – I Премия на Международном конкурсе в Сенегалии (Италия, 1996). Кл. преп. Мохель Л.В.
● Аббясова Рушания (школа) – IV премия на Международном конкурсе «Джина Бакауэр» (США, 1996). Кл. преп. Мечетиной О.Е.
● Лим Дон Хок (Корея, 12 лет) – II премия на Международном конкурсе им. Шопена (Москва, 1996). Кл. проф. Игнатьевой З.А.
● Лим Дон Мин (Корея) – I премия на Международном конкурсе им. Шопена, (Москва, 1996). Кл. проф. Игнатьевой З.А.
● Гомеш Антонио (США) – III премия на Международном конкурсе им. Горовица (Киев, 1995). Кл. преп. Хорошиной В.М.
● Пурыжинская Ирина – II премия на Международном конкурсе в Сенегалии (Италия, 1996). Кл. преп. Хорошиной В.М.
● Иванов Глеб – I премия на Международном конкурсе «Классическое наследие» (Москва, 1994). Кл. преп. Сусловой Н.Г.
Скрипка
● Пань И Уюнь (Китай) – I премия на Международном конкурсе им. Ямпольского (Дубна, 1996). Кл. проф. Грача Э.Д.
● Хе Сим (Корея) – II премия на Международном конкурсе им. Ямпольского (Дубна, 1996). Кл. проф. Грача Э.Д.
● Петров Родион – II премия на Международном конкурсе им. Липицера в Гориции (Италия, 1996). Кл. проф. Глезаровой М.С.
● Игликова Юлия – III премия на Международном конкурсе им. Ямпольского (Дубна, 1996). Кл. проф. Вандышевой А.В.
● Петухова Ирина – IV премия на Международном конкурсе им. Ямпольского (Дубна, 1996). Кл. проф. Вандышевой А.В.
Виолончель
● Бриллинг Ксения – I премия на Международном конкурсе «Классическое наследие» (Москва, 1994). Кл. преп. Селезнева А.Н.
● Суворов Сергей – I премия на Международном конкурсе в Лицене (Австрия, 1994). Кл. преп. Селезнева А.Н.
● Рязанцев Сергей – IV премия на Международном конкурсе в Лицене (Австрия, 1994). Кл. преп. Селезнева А.Н.
● Иванов Данила – I премия на Международном конкурсе «Классическое наследие» (Москва, 1994). Кл. преп. Бурчаковой Л.Н.
● Воропаев Василий (школа) – II премия на Международном конкурсе в Кремоне (1996). Кл. преп. Селезнева А.Н.
Духовые инструменты
● Крюковцев Сергей – I премия на Международном конкурсе «Concertino Praha» (1995). Кл. преп. Крюковцева Е.К.
● Корнильев Алексей – I премия на Международном конкурсе юных трубачей (Москва, 1995). Кл. преп. Усова Ю.Н.
● Пчеляков Михаил – I премия на Международном конкурсе юных трубачей (Москва, 1995). Кл. проф. Новикова В.А.
Сольное пение
● Аркаева Оксана – I премия на Международном конкурсе в Нью-Йорке (США, 1993). Кл. преп. Поставничевой Н.К.
● Палий Максим – лауреат Всероссийского конкурса (1994). Кл. преп. Горячкина В.В.
● Гелахова (Котова) Ирина, III премия на Международном конкурсе им. Чайковского (1994). Кл. преп. Тихоновой К.П.