Вокальное искусство
Требования по специальности 53.02.04
При приеме абитуриентов на подготовку по данной образовательной программе образовательное учреждение проводит вступительные испытания творческой профессиональной направленности.
Перечень вступительных испытаний творческой направленности включает задания, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области сольного пения и музыкально-теоретической области.
Прием на ОПОП по специальности 53.02.04 «Вокальное искусство» осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам детских школ искусств, детских музыкальных школ.
При приеме на данную специальность учебное заведение проводит следующие вступительные испытания творческой направленности:
● исполнение сольной программы;
● сольфеджио (проверка музыкальных данных);
Исполнение сольной программы
I тур
При проведении I тура абитуриент представляет список подготовленных произведений и исполняет их по выбору экзаменационной комиссии. I тур имеет отборочный характер.
Рекомендуются к исполнению:
● русские народные песни;
● песни и романсы русских композиторов;
● старинные классические арии и ариетты;
● произведения зарубежных композиторов;
● итальянские и неаполитанские песни.
Примерный уровень сложности произведений:
● Русские народные песни: «Ах, ты, душечка», «Волга-реченька», «У зари-то, у зореньки», «Вдоль по улице метелица метет», «Утес», «Из-за острова на стрежень», «Эх, Настасья», «Прялка», «Цвели цветики», «По сеничкамДуняшенька гуляла», «Помнишь ли меня, мой свет», «Липа вековая», «Отставала лебедушка», «Потеряла я колечко».
● Романсы и песни русских композиторов:А.Варламов «Красный сарафан»; А.Алябьев «Я вижу образ твой»; Л.Гурилев «Домик-крошечка»; А.Даргомыжский «Мне грустно», «Я Вас любил», «Юноша и дева».
● Старинные классические арии и ариетты:У.Джордано «Саго miobеп», Д.Кариссими «Vittoria, vittoria», А. Кальдара «8еbеп, crudele», «8е1vе amiche», «А1mа dе1 соге». Г.Перселл Ария «Нагк, hагк» из оперы «Королева фей». Г.Ф.Гендель Ария Роделинды из оперы «Роделинда», ария Альмирены из оперы «Ринальдо». А.Вивальди Ариетта «Viеni? Viеni?»,Ф.Дуранте Ариетта «Danza, danza».
● Произведения зарубежных композиторов: В.А.Моцарт Ария Папагено из оперы «Волшебная флейта», ария Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро»; Л.Бетховен Песня «Сурок»; Э.Григ «К родине».
● Итальянские и неаполитанские песни:Э.Д.Капуа, слова Капуро «О sо1е mio»; Ч.А.Биксио «Мама»; Ч.А.Биксио «Тогпа»; музыка В.Кьяра, слова А.Дженизе «Ве11а spagnola»; неаполитанская народная песня «Sапtа Lucia».
● Для показа вступительных программ абитуриентам предоставляется концертмейстер. Абитуриент должен иметь при себе ноты исполняемых произведений.
II тур
Абитуриент должен исполнить одно-два произведения по выбору экзаменационной комиссии (произведения могут повторять программу первого тура).
Сольфеджио (Проверка музыкальных данных)
● спеть отдельно взятый на фортепиано звук;
● определить ладовое наклонение мелодии (мажор, минор) по ее звучанию;
● точно повторить голосом сыгранную экзаменатором музыкальную фразу;
● определить количество звуков в созвучии (интервал, аккорд), и воспроизвести звуки голосом последовательно сверху вниз или снизу вверх;
● воспроизвести ритмический рисунок сыгранного экзаменатором музыкального отрывка (не более периода);
и/или
● в тональностях до трёх знаков при ключе интонировать три вида мажорной и минорной гаммы (натуральную, гармоническую, мелодическую);
● определить на слух интервалы вне лада: чистые, большие, малые, тритон без разрешения и с разрешением;
● интервалы в ладу: все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на IV-VII ступенях, на VI-II ступенях, характерные интервалы гармонического мажора и минора;
● аккорды вне лада: мажорные и минорные трезвучия с обращениями, септаккорды — малый мажорный (с обращениями), малый минорный, малый с уменьшённой квинтой и уменьшённый в основном виде;
● аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучие с обращениями. Доминантовый септаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней в основном виде;
● сольфеджировать знакомую мелодию (в пределах периода);
● петь с листа с дирижированием одноголосный музыкальный пример (например, Фридкин «Чтение с листа на уроках сольфеджио» — начальные номера).