Хвоина Ольга Борисовна

Преподаватель

Образование

1985 г. – окончила Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
1990 г. – окончила Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского.
1993 г. – окончила аспирантуру МГК им. П. И. Чайковского.

Трудовая (педагогическая и другая) деятельность

С 1990 г. по н. вр. преподает музыкальную литературу в Академическом музыкальном училище при МГК им. П. И. Чайковского.
С 1994 г. по н. вр. преподает историю и теорию музыки в Институте кино и телевидения (ГИТР), с 1996 по 2015 г. – заведующая кафедрой звукорежиссуры, с 2015 по 2018 г. – проректор по научной работе ГИТРа.
С 2015 г. – ответственный секретарь, редактор периодического научного журнала «Наука телевидения»
С 2017 г. – заведующая теоретическим отделением Академического музыкального училища при МГК им. П. И. Чайковского

Ученые степени, звания, награды

Кандидат искусствоведения, доцент. Награждена нагрудным знаком «За достижения в культуре», Благодарностью Министра культуры РФ

Концертная деятельность

Участвовала в организации и проведении концертов, в том числе в Большом и Малом залах МГК им. П. И. Чайковского, в организации фестивалей и творческих конкурсов в качестве художественного руководителя, члена жюри

Публикации, методические работы

Диссертация на тему «Камерно-вокальные жанры в России пушкинской поры: к проблеме романтизма в русской музыке» (научный руководитель – проф. Е. Г. Сорокина).

Книги (в соавторстве):
— Русская музыкальная литература: Учебное пособие, вып. 1. / О. Хвоина, И. Охалова, О. Аверьянова / Под ред. Е. М. Царевой. — М.: «Музыка», 2010. Главы 1 – 3 (10 п. л.).
— Русская музыкальная литература: Учебное пособие, вып. 4, книга 2. / И. Охалова, К. Корзун, О. Хвоина, Д. Петров / Под ред. Е. М. Царевой. — М.: «Музыка», 2020. Глава 2, А.К. Лядов (2 п. л.).

Публикации:
— «И это все у нас в крови» // Московский музыковед. Сборник научных трудов. Ред.-сост. М. Е. Тараканов. – М., 1990. С. 259-266 (0,4 п. л.)
— Романтическая баллада в русской музыке // Проблемы романтической музыки XIX века. Сборник научных трудов. Ред.-сост. Е. М. Царева, К. В. Зенкин. М., 1992. С. 33-47. (0,5 п. л.)
— Элегии Алябьева // О композиторском и исполнительском творчестве русских музыкантов. Сборник научных трудов. Ред.-сост. А. И. Кандинский. М., 1994. С. 29-58 (0,8 п. л.)
— Музыка. От скоморошины до рока // Энциклопедия для детей, т. 12, Россия. М., 2000. (1 п. л.)
— Светская музыка 10-17 вв. // Большая Российская энциклопедия, Россия. М., 2004. (1 п. л.)
— Музыкальная культура 18 в. // Большая Российская энциклопедия, Россия. М., 2004. (0,5 п. л.)
— Римский-Корсаков – композитор-романтик? // К 100-летию В. С. Галацкой. Сборник научных трудов. М., 2004. (0.5 п. л.)
— Народ – народное – народность: из истории одной эстетической идеи // М. И. Глинка. К 200-летию со дня рождения. Материалы научных конференций. В 2-х т. Т. 2. – М., 2006. (0,5 п. л.).
— «Варвар»? «Эстет»?, «Аскет»? Стилистические «манеры» Стравинского. // Искусство эпохи модернизма: стиль Ар Деко. 1910-1940-е гг. Отв. Ред Т. Г. Малинина – М.: Пинакотека, 2009 – 320 стр., с. 198-205 (0, 5 п. л.)
— Музыка в эпоху Hi-fi. // Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании. Материалы III научно-практической конференции 26 марта 2011 г. СПб., СПбГУП, 2011 (с.63-65)
— О музыкальных вкусах спорят? // Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании. Материалы IV научно-практической конференции 24 марта 2012 г. СПб.: СПбГУП, 2012 (с.65-66).
— Музыка во Всемирной паутине. // Музыкальная академия. М. – 2014. — № 4. – С.57-59
— «Не отвержи мене…». Судьба композитора Максима Березовского: реальность и художественный вымысел. // Произведение искусства как документ эпохи: Коллективная монография: в 2-х т. / Российская акад. художеств, Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразительных искусств / Отв. ред. Т. Г. Малинина. М.: БУКСМАРТ, 2014 – Т. 1. – С. 289–295
— «Геометрия звука»: художественная интерпретация пространства в музыкальных и аудиовизуальных произведениях второй половины XX – начале XXI века. Доклад на Международной научно-практической конференции «Архитектура в начале XXI века: процессы художественной интеграции и методы их изучения». Российская академия художеств. 27-28 апреля 2017, Москва.
— Как слушать «Лунную» сонату // Arzamas.academy. – 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://arzamas.academy/materials/810
— Что можно услышать в классической музыке // Arzamas.academy. — 2017. [Электронный ресурс].

— Методические рекомендации по реализации межведомственного культурно-образовательного проекта «Культурный норматив школьника» (в соавторстве) // Роскультпроект. – 2019 – 123 с. [Электронный ресурс].
— «Геометрия звука»: художественная интерпретация пространства в музыкальных и аудиовизуальных произведениях второй половины XX – начале XXI века. // Художественные миры XXI века: пути интеграции архитектуры и арт-практик: коллективная монография /Авт.-сост. и отв. ред. Т. Г. Малинина. М.: БуксМАрт, 2019. С. 226-233
— Марина Цветаева в Музыкальном училище Зограф-Плаксиной. БРЭ [Электронный ресурс], 2021

Мастер-классы и участие в конференциях

Выступала на международных научных и научно-практических конференциях в Лондоне, Санкт-Петербурге, Москве и др. Участвовала в организации и проведении Курсов повышения квалификации (Владимир, Ярославль, Симферополь, Калининград и др.). Организатор студенческих научно-практических конференций «Слово о музыке», Всероссийского творческого конкурса по музыкально-теоретическим дисциплинам им. Д.А. Блюма. Член жюри профессиональных Всероссийских и региональных конкурсов.

Наиболее известные ученики

Екатерина Калинина — музыковед, кандидат искусствоведения;
Софья Гандилян (Германия) -музыковед, кандидат искусствоведения, исполнитель старинной музыки (клавесин);
Михаил Иглицкий – музыковед, кандидат искусствоведения;
Иван Великанов — композитор, дирижер, создатель и художественный руководитель ансамбля старинных духовых инструментов Alta Capella;
Анна Ромашкова — композитор, член Союза композиторов Москвы

Поделитесь этой страницей