Теория музыки

Требования по специальности 53.02.07

При приеме абитуриентов на подготовку по данной образовательной программе образовательное учреждение проводит вступительные испытания творческой профессиональной направленности.

Перечень вступительных испытаний творческой направленности включает задания, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области хорового пения и музыкально-теоретической области.

Прием на ОПОП по специальности 53.02.07 «Теория музыки» осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам детских школ искусств, детских музыкальных школ, детских хоровых школ.

При приеме на данную специальность учебное заведение проводит следующие вступительные испытания творческой направленности:

● сольфеджио (письменно и устно);
● музыкальная грамота (письменно и устно);
● музыкальная литература (устно);
● фортепиано.

Примерный уровень требований вступительных испытаний творческой направленности:

Сольфеджио (письменно и устно)

Письменное испытание по сольфеджио предполагает запись одноголосного диктанта протяженностью 10-16 тактов в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.

● Интонационные и ритмические трудности: сочетание различных видов мажора и минора; внутритональный и модуляционный хроматизм (хроматические звуки плавные, а также взятые и покинутые скачком), отклонения в тональности первой степени родства, секвентное развитие (секвенции тональные и модулирующие); триоли, различные варианты синкопы, ритмические группы с шестнадцатыми, а также различные варианты пунктирного ритма.

● Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз.

Устные задания по сольфеджио:

● Сольфеджирование

Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры (Рубец А. «Одноголосное сольфеджио» №№ 110, 140).

● Слуховой анализ.

Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Определение альтерированных ступеней: II#, IIb, IV# в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Тональная перестройка на основе ступеней лада. Запоминание и повторение без названий звуков небольшого отрывка мелодии. Пение его с точным названием звуков. Определение размера. Пример проигрывается два раза.

Интервалы вне лада. Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов. Тональная перестройка на основе интервалов.

Интервалы в ладу. Все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре VII#), II, IV, VI (в мажоре – VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервалы с альтерированными ступенями (ум. 3 на VII, на II#, на IV#ступени в мажоре; на VII#, на II, на IV# ступени в миноре; ув. 6 на IIb, на IV, на VIb ступени в мажоре; на IIb, на IVb, на VI ступени в миноре, ув. 4 на I, на IIb ступенях в мажоре, ум. 5 на II#, на IV# ступенях в мажоре; на IV#, на VI#ступенях в миноре; дважды ув. 4 на VIb в мажоре, на IVb в миноре; дважды ум. 5 на II#, на VII# в миноре). Отклонения в тональности первой степени родства. Интервальныепоследовательности, включающие 10-12 интервалов.

Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится. Абитуриент должен уметь повторить последовательность на фортепиано, а также транспонировать ее в другую тональность.

Аккорды вне лада. Трезвучия мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное с обращениями, малые септаккорды с обращениями, большие септаккорды в основном виде. Тональная перестройка на основе трезвучий и их обращений, а также малых септаккордов и уменьшенного септаккорда.

Аккорды в ладу. Трезвучия всех ступеней лада и их обращения в трех видах мажора и минора. Септаккорды V, VII, П ступеней с обращениями; I, III, IV, VI ступеней в основном виде и в виде секундаккорда. Отклонения в тональности первой степени родства. Аккордовые последовательности, включающие 10-12 аккордов.

Последовательность проигрывается два раза. Возможна мелодизация верхнего голоса с помощью неаккордовых звуков. В последовательности могут встретиться неполные аккорды (например, тоническое и доминантовое трезвучия без квинтового тона). Абитуриент должен суметь повторить последовательность на фортепиано, а также транспонировать ее в другую тональность.

Интонационные упражнения. Интонационные упражнениявне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Интонирование альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением.

Музыкальная грамота (письменно и устно)

Письменное испытание по музыкальной грамоте

Поступающий должен выполнить письменную работу, содержащую следующие задания:

1. Гармонический анализ фрагмента музыкального произведения (в пределах периода) и его транспозиция на заданный интервал; построение гамм; построение интервалов и аккордов от звука и в тональности с разрешением; секвенцирование предложенного мотива с каденционным закреплением; досочинение мелодии; определение тональности, размера и правильная группировка длительностей в предложенной мелодии.

2. Построить мажорные и минорные гаммы, в которых звук «фа» является II ступенью.

З. От звука ре-диез построить вниз кварту величиной в три тона. Выписать звукоряды диатонических ладов мажорного наклонения, включающие ее в свой состав, указав названия ладов. Разрешить данный интервал как хроматический в минорных тональностях.

Построить квинтсекстаккорды, в которых звук «ля» является примой и обозначить их структуру. Разрешить квинтсекстаккорды малого минорного в мажорных тональностях. Тональности обозначить буквенно.

Определить данные аккорды. Разрешить, указать тональности.

4.Продолжить и завершить секвенцию.

5. Продолжить и завершить мелодию в форме периода на основе одного из предлагаемых начал.
Определить тональность и размер в данных примерах. Записать мелодию, используя ключевые и случайные знаки, правила группировки. Фразировку обозначить лигами.

Устное испытание по музыкальной грамоте

Абитуриентам предлагается выполнить практические задания устно и за фортепиано по следующим темам:

● «Кварто-квинтовый круг тональностей»;
● «Хроматизм»;
● «Альтерация»;
● «Энгармонизм звуков и интервалов»;
● «Тональности первой степени родства»;
● «Лады народной музыки»;
● «Музыкальные термины».

Предлагается также сделать структурный и гармонический анализ музыкального текста, продемонстрировав знание понятий «мотив», «фраза», «предложение», «период», «цезура», «каденция».

Музыкальная литература

Вступительное испытание по музыкальной литературе проводится в устной форме по билетам. Материалом для него являются темы школьного курса (см. ниже). Вопросы соответствуют программе ДМШ по музыкальной литературе («Примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств» М., 2002).

В билет входит два вопроса: рассказ о композиторе (его творческий облик или биография) и рассказ о музыкальном произведении. На подготовку к ответу отводится от 30 до 45 минут.

Примерный список вопросов

И.С.Бах. Творческий облик и обзор творческого наследия.
И.Гайдн. Биография.
В.Моцарт. Биография.
Л.Бетховен. Биография.
Ф.Шуберт и его песни («Форель», песня «Шарманщик» из цикла «Зимний путь», песни «В путь» и «Мельник и ручей» из цикла «Прекрасная мельничиха»)
Ф.Шопен. Биография.
М.Глинка. Биография.
М.Мусоргский. Биография.
А.Бородин. Биография.
Н.Римский-Корсаков. Биография.
П.Чайковский. Биография.
С.Прокофьев. Биография.
Д. Шостакович. Творческий облик и обзор творческого наследия.

● И.Бах: Прелюдия и фуга c-moll.
● И.Гайдн: Симфония № 103.
● И.Гайдн: Соната e-moll или D-dur.
● В.Моцарт: Симфония g-moll № 40.
● Л.Бетховен: «Патетическая соната».
● Л.Бетховен: Пятая симфония.
● Л.Бетховен: «Эгмонт».
● Ф.Шуберт: «Неоконченная симфония», 1 часть.
● Ф.Шопен: Фортепианные пьесы: мазурки (B-dur ор.7 № 1), ноктюрны (Es-dur ор. 9 № 2), этюды (c-moll ор. 10 № 12, E-dur ор. 10 № 3), прелюдии, (e-moll, A-dur, c-moll; Des-dur из ор. 28). Подробнее говорить о прелюдиях.
● М.Глинка: «Иван Сусанин».
● М.Мусоргский: «Борис Годунов».
● А.Бородин: «Князь Игорь».
● П.Чайковский: «Евгений Онегин».
● П.Чайковский: Первая или Четвёртая симфония.
● Н.Римский-Корсаков: «Снегурочка».
● Н.Римский-Корсаков: «Шехеразада»
● С.Прокофьев: «Александр Невский»
● С.Прокофьев: Седьмая симфония, 1 часть
● Д.Шостакович: Седьмая симфония, 1 часть

Отвечая на первый вопрос, абитуриент представляет «портрет» композитора, демонстрируя знание существенных фактов его жизненного и творческого пути, сведений об исторической эпохе, национальной культуре, музыкальном окружении, а также знание жанров творчества и произведений, входящих в программу ДМШ.

Отвечая на второй вопрос, абитуриент должен рассказать историю создания произведения, обозначить его место в творчестве композитора, охарактеризовать произведение с точки зрения его образного содержания, жанра и формы, тематизма, принципов развития. В произведениях с текстом абитуриент должен знать содержание и литературный источник, в операх — уметь давать общую характеристику и делать более подробный разбор выбранных абитуриентом фрагментов.
Кроме того абитуриент должен обладать представлениями
• о выразительных средствах музыки,
• о строении музыкальных форм (сонатная форма, рондо, вариации),
• об основных бытовых (песня, танец, марш) и профессиональных жанрах.

Обязательной частью экзамена является также проверка знания музыкального материала на слух. Музыкальные примеры исполняются преподавателем на фортепиано или представляются в записи. Перечень примеров определяется рамками программы ДМШ и не выходит за рамки соответствующих учебников. Абитуриент должен назвать композитора, произведение, его часть (действие), раздел, тему.

Фортепиано

Поступающий должен исполнить сольную программу, состоящую из полифонического произведения, этюда, классического сонатного allegrо, пьесы.

Примерная программа:

● И.С.Бах. Прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира» или трехголосная инвенция.
● К.Черни. Этюды ор. 740. К.Черни. Этюды ор. 299 (более сложные).
● М. Мошковский. Этюды ор. 72.
● В.Моцарт. Соната си бемоль мажор № 16, 1часть. Л.Бетховен. Соната №5, 1 часть.
● С.Рахманинов. Мелодия, ор. 3. А.Лядов. Прелюдия си бемоль минор, ор. 31. Ф.Шопен. Ноктюрн №1 си бемоль минор, ор. 9.

В.В. БАЗАРНОВА. Задания к приемным экзаменам на теоретическое отделение

Поделитесь этой страницей