Хоровое дирижирование

Требования по специальности 53.02.06

При приеме абитуриентов на подготовку по данной образовательной программе образовательное учреждение проводит вступительные испытания творческой профессиональной направленности.
Перечень вступительных испытаний творческой направленности включает задания, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области хорового пения и музыкально-теоретической области.
Прием на ОПОП по специальности 53.02.06 «Хоровое дирижирование» осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам детских школ искусств, детских музыкальных школ, детских хоровых школ.
При приеме на данную специальностьучебное заведение проводит следующие вступительные испытания творческой направленности:

● дирижирование,
● сольфеджио (письменно и устно),
● музыкальная грамота (устно),
● фортепиано.

Примерный уровень требований вступительных испытаний творческой направленности:

Дирижирование

Поступающие на дирижерско-хоровое отделение на экзамене должны:

● пройти проверку голосовых данных и интонационных навыков;
● дирижировать несложное 2-4-х голосное произведение для хора a cappella в размере 2/4, 3/4 или 4/4(однородный хор);
● играть партитуры на фортепиано и петь голоса (наизусть);
● петь под собственный аккомпанемент песню или несложный романс

Наличие достаточных певческих данных и навыков, а также здорового голосового аппарата обязательно. Все поступающие проходят осмотр у врача-фониатра.

Сольфеджио (письменные задания)

Письменная форма предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 8 тактов в мажорных и минорных тональностях до 4-х ключевых знаков включительно. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4.

Интонационные и ритмические трудности:

● различные виды мажора и минора, внутритональный хроматизм и
модуляционный хроматизм, отклонения в тональности первой степени родства,
секвенции тональные и модулирующие;
● пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы.
Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 10-12 раз в течение 30 минут.

Сольфеджио (устные задания)

● Сольфеджирование

Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры (А.Рубец «Одноголосное сольфеджио» №№ 95, 111).

● Слуховой анализ

Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Определение альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIь, IV#, IVb, VI#в миноре. Тональная перестройка на основе ступеней лада. Запоминание и повторение без названий звуков небольшого отрывка мелодии. Пение его с точным названием звуков. Определение размера. Пример проигрывается два раза.

Интервалы вне лада. Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов. Тональная перестройка на основе интервалов.

Интервалы в ладу: все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре — на VI ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 7-9 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится.

Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный в основном виде). Тональная перестройка на основе трезвучий и их обращений, а также малого с уменьшенной квинтой септаккорда.

Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора, увеличенные трезвучия на VIb ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора в основном виде. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней в основном виде. Аккордовые последовательности, включающие 7-9 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. Возможна мелодизация верхнего голоса с помощью неаккордовых звуков. В последовательности могут встретиться неполные аккорды (например, тоническое и доминантовое трезвучия без квинтового тона).

Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу.

Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Интонирование альтерированных ступеней. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением.

Музыкальная грамота (устная форма)

Абитуриентам предлагается выполнить практические задания устно и за фортепиано по следующим темам:

● «Кварто-квинтовый круг тональностей»;
● «Хроматизм»;
● «Альтерация»;
● «Энгармонизм звуков и интервалов»;
● «Тональности первой степени родства»;
● «Лады народной музыки»;
● «Музыкальные термины».

Предлагается также сделать структурный и гармонический анализ музыкального текста, продемонстрировав знание понятий «мотив», «фраза», «предложение», «период», «цезура», «каденция».

Фортепиано

Поступающий должен исполнить сольную программу, состоящую из полифонического произведения, этюда, классического сонатного аllеgго, пьесы.

Примерная программа:

● И.С.Бах Прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира» или трехголосная инвенция (по выбору);
● К.Черни Этюды ор. 740 (по выбору), К.Черни Этюды ор. 299;
● В.Моцарт Соната до мажор № 1, 1ч. В.Моцарт Соната фа мажор 1 ч.;
● А.Бородин Маленькая сюита (одна часть по выбору), А.Аренский Романс фа мажор ор. 53, Ф.Шопен Ноктюрн до диез минор (оuvге роsthume).

Поделитесь этой страницей