Инструментальное исполнительство (по видам)

Требования по специальности 53.02.03

При приеме абитуриентов на подготовку по данной образовательной программе образовательное учреждение проводит вступительные испытания творческой профессиональной направленности.

Перечень вступительных испытаний творческой направленности включает задания, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области хорового пения и музыкально-теоретической области.

Прием на ОПОП по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам детских школ искусств, детских музыкальных школ, детских хоровых школ.

При приеме на данную специальность учебное заведение проводит следующие вступительные испытания творческой направленности:

● исполнение сольной программы,
● сольфеджио (письменно и устно),

Требования к содержанию и объему вступительных испытаний определяются средним специальным учебным заведением и по уровню не должны быть ниже требований к выпускникам ДМШ и ДШИ, освоивших дополнительные предпрофессиональные образовательные программы.

Примерный уровень требований вступительных испытаний творческой направленности:

по виду инструментов «Фортепиано»

Исполнение сольной программы

Поступающий должен исполнить наизусть:

● полифоническое произведение (любая прелюдия и фуга на выбор из И.С. Бах Прелюдий и фуг из «Хорошо темперированного клавира» I или II том;
● два инструктивных этюда на разные виды техники (на выбор К. Черни, М. Клементи, М. Мошковский);
● классическое сонатное allegro или классические вариации;
● пьесу.

(!) Программа исполняется строго наизусть.

Примерная программа:

● И.С.Бах. Прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира».
● К.Черни. Этюды из сборника «Искусство беглости пальцев» ор. 740; М. Клементи. Этюды из сборника «Gradus ad Parnassum»; М.Мошковский. Этюды ор. 72.
● Л.Бетховен. Соната для фортепиано №1, первая часть; Л.Бетховен. Соната для фортепиано № 5, первая часть; ● Л.Бетховен. Вариации ре мажор ор.76.
● Ф.Шопен. Ноктюрн до диез минор (oeuvre posthume); Ф.Шопен. Ноктюрн ми минор ор. 72 № 1 (oeuvre posthume); ● С.Рахманинов. Мелодия; С.Рахманинов. Элегия; Д.Шостакович. Избранные прелюдии; пьесы П.Чайковского, С.Прокофьева, Ф.Листа, Р.Шумана.

Сольфеджио (письменно)

Уровень требований должен соответствовать программе по сольфеджио для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств с 7-ми – 8-ми летним сроком обучения.
Письменная форма экзамена предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода, протяженностью 8-12 тактов, в мажорных и минорных тональностях до 4-х ключевых знаков включительно. Размеры: 3/4, 4/4.

Интонационные и ритмические трудности:

● различные виды мажора и минора, внутритональный и модуляционный хроматизм, отклонения в тональности первой степени родства, секвенции тональные и модулирующие;
● пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы, длительности с точками.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 10-12 раз в течение 25-30 минут.

Сольфеджио (устно)

Сольфеджио (устно)

Сольфеджирование. Чтение с листа одноголосного музыкального примера с дирижированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4, примером мелодических и ритмических трудностей служат №№ 95, 111 «Одноголосное сольфеджио» (А.Рубец).

Слуховой анализ. Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора, отдельных тетрахордов. Определение альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Тональная перестройка на основе ступеней лада. Интервалы вне лада. Определение простых интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов. Тональная перестройка на основе интервалов.

Интервалы в ладу: все чистые, большие, малые интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 8-10 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится.

Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия с обращениями), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный с обращениями). Тональная перестройка на основе трезвучий и их обращений, а также уменьшенного септаккорда.

Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора, увеличенные трезвучия на VIb ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора с обращениями. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней с обращениями. Аккордовые последовательности, включающие 8-10 аккордов.

Последовательность проигрывается два раза.

Форма ответа:

● назвать функцию аккорда и вид; ● спеть аккорды; ● сыграть последовательность на фортепиано.

Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование различных видов гамм от любой ступени (натуральный, гармонический, мелодический виды мажора и минора), отдельных ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора (тональности до 5 знаков в ключе). Интонирование альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением.

Устная форма экзамена по сольфеджио предполагает устные задания по музыкальной грамоте по следующим темам: «Кварто-квинтовый круг тональностей»; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм»; «Тональности первой степени родства»; «Наиболее употребительные музыкальные термины»; «Буквенные названия звуков и тональностей»; «Группировка длительностей».

Для поступающих на старшие курсы

Поступающие на II курс сдают следующие экзамены:

● Специальность (исполнение сольной программы);
● Сольфеджио (письменно);
● Сольфеджио (устно);
● Элементарная теория музыки в устной форме в виде собеседования;
● Музыкальная литература в устной форме в виде собеседования.

Поступающие на III курс сдают следующие экзамены:

● Специальность (исполнение сольной программы);
● Сольфеджио (письменно);
● Сольфеджио (устно);
● Гармония в письменной форме (задача);
● Гармония в устной форме в виде собеседования;
● Музыкальная литература в устной форме в виде собеседования.

По всем видам вступительных испытаний для поступающих на старшие курсы экзаменационные задания составляются с учетом требований ФГОС СПО по соответствующим специальностям.

По виду инструментов «Орган»

Исполнение сольной программы

Поступающий должен исполнить:

● прелюдию, прелюдию и фугу, чакону эпохи барокко;
● хоральную прелюдию эпохи барокко;
● произведение композитора 19-20 вв.

Примерная программа:

на выбор одно из произведений

● И.С.Бах. Прелюдия и фуга соль минор BWV535;
● И.Пахельбель. Фуга до минор;
● И.С.Бах. Прелюдия и фуга до минор BWV549;
● И.С.Бах. Хоральная прелюдия BWV 614, 645.

на выбор одно из произведений

● Ф.Гундер. Канцона;
● Л.Боэльман. Готическая сюита;
● Э.Жигу. Токката си минор.

Сольфеджио (письменно)

Уровень требований должен соответствовать программе по сольфеджио для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств с 7-ми – 8-ми летним сроком обучения.
Письменная форма предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 8-12 тактов. Размеры: 3/4, 4/4.
Интонационные и ритмические трудности:
различные виды мажора и минора, внутритональный и модуляционный хроматизм, отклонения в тональности первой степени родства, секвенции тональные и модулирующие;
пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы.
Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз в течение 25-30 минут.

Сольфеджио (устно)

Сольфеджио (устно)

Сольфеджирование. Чтение с листа одноголосного музыкального примера с дирижированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4, примером мелодических и ритмических трудностей служат №№ 95, 111 «Одноголосное сольфеджио» (А.Рубец).

Слуховой анализ. Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора, отдельных тетрахордов. Определение альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Тональная перестройка на основе ступеней лада. Интервалы вне лада. Определение простых интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов. Тональная перестройка на основе интервалов.

Интервалы в ладу: все чистые, большие, малые интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 8-10 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится.

Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия с обращениями), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный с обращениями). Тональная перестройка на основе трезвучий и их обращений, а также уменьшенного септаккорда.

Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора, увеличенные трезвучия на VIb ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора с обращениями. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней с обращениями. Аккордовые последовательности, включающие 8-10 аккордов.

Последовательность проигрывается два раза.

Форма ответа:

● назвать функцию аккорда и вид; ● спеть аккорды; ● сыграть последовательность на фортепиано.

Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование различных видов гамм от любой ступени (натуральный, гармонический, мелодический виды мажора и минора), отдельных ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора (тональности до 5 знаков в ключе). Интонирование альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением.

Устная форма экзамена по сольфеджио предполагает устные задания по музыкальной грамоте по следующим темам: «Кварто-квинтовый круг тональностей»; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм»; «Тональности первой степени родства»; «Наиболее употребительные музыкальные термины»; «Буквенные названия звуков и тональностей»; «Группировка длительностей».

Для поступающих на старшие курсы

Поступающие на II курс сдают следующие экзамены:

● Специальность (исполнение сольной программы);
● Сольфеджио (письменно);
● Сольфеджио (устно);
● Элементарная теория музыки в устной форме в виде собеседования;
● Музыкальная литература в устной форме в виде собеседования;
● Фортепиано.

Поступающие на III курс сдают следующие экзамены:

● Специальность (исполнение сольной программы);
● Сольфеджио (письменно);
● Сольфеджио (устно);
● Гармония в письменной форме (задача);
● Гармония в устной форме в виде собеседования;
● Музыкальная литература в устной форме в виде собеседования;
● Фортепиано.

По всем видам вступительных испытаний для поступающих на старшие курсы экзаменационные задания составляются с учетом требований ФГОС СПО по соответствующим специальностям.

по виду инструментов «Оркестровые струнные инструменты»
(скрипка, альт, виолончель, контрабас (возможно арфа), гитара)

Исполнение сольной программы

Поступающий должен исполнить:

● гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы);
● два разнохарактерных этюда на разные виды техники;
● первую часть, либо вторую и третью части классического инструментального концерта; вариации; фантазию;
● пьесу.

Примерные программы

Скрипка:

● трехоктавные или четырехоктавные гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы);
● Р.Крейцер. Этюды №№ 10, 35;
● Д.Б.Виотти. Концерт № 22 (1ч.); Л.Шпор. Концерт №3 (1ч.);
● Одно из произведений: Ф.Рис. «Непрерывное движение»; Л.К.Дакен. «Кукушка»; А.Венявский. «Легенда».

Альт:

● трехоктавные гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы);
● Б.Кампаньоли. Этюд №1; Р.Крейцер. Этюд № 8;
● И.Х.Бах. Концерт до минор (1ч.); И.Хандошкин. Концерт до мажор (1ч.);
● Одну из пьес: С.Цинцадзе. Романс; С.Цинцадзе. Хоруми.

Виолончель:

● четырехоктавные гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы).
● Д.Поппер. Этюд до мажор; Ф.Грюцмахер. Этюд ре мажор;
● А.Ромберг. Концерт №2 (1ч.); Й.Гайдн (Д.Поппер) Концерт до мажор;
● К.Давыдов. У фонтана; П.И.Чайковский. Ноктюрн.

Контрабас:

● двухоктавные гаммы ми мажор, ля мажор;
● Этюды из сборника этюдов И.Биллэ, Т.Баттиони;
● Сонаты Б.Марчелло;
● Одну из пьес: Г.Шлемюллер. Непрерывное движение; А.Хачатурян. Андантино.

Арфа:

● Гаммы до 6 знаков (терциями)
● Органные прелюдии или инвенции И.С. Баха
● Этюд М. Мчеделов (любой на выбор)
● Соната Ф.Ж. Надермана (любая из прогрессивных сонат)
● Соната c-moll Я. Дюссек
● Концертино Вильм, Балкен

Гитара:

● двухоктавная или трёхоктавная гамма и двойные ноты (терции, октавы)
● два этюда на разные виды техники (Э.Пухоль. Этюд «Шмель», Ф.Таррега. Этюд. Ля мажор)
● Полифоническое произведение (И.С.Бах. Бурре си минор, И.С.Бах. Аллеманда ми минор)
● Произведение крупной формы: первая часть сонаты, рондо, вариации. (Ф.Молино. Соната ре мажор, 1 часть, Л.Леньяни. Скерцо с вариациями)

Сольфеджио (письменно)

Уровень требований должен соответствовать программе по сольфеджио для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств с 7-ми – 8-ми семилетним сроком обучения.

Письменная форма предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода, протяженностью 8-12 тактов, в мажорных и минорных тональностях до 4-х ключевых знаков включительно. Размеры: 3/4, 4/4.
Интонационные и ритмические трудности:

● различные виды мажора и минора, внутритональный и модуляционный хроматизм, отклонения в тональности первой степени родства, секвенции тональные и модулирующие;

● пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы, длительности с точками.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 10-12 раз в течение 25-30 минут.

Сольфеджио (устно). СКРИПКА, АЛЬТ, ВИОЛОНЧЕЛЬ, АРФА

Сольфеджио (устно)

Сольфеджирование. Чтение с листа одноголосного музыкального примера с дирижированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4, примером мелодических и ритмических трудностей служат №№ 95, 111 «Одноголосное сольфеджио» (А.Рубец).

Слуховой анализ. Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора, отдельных тетрахордов. Определение альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Тональная перестройка на основе ступеней лада. Интервалы вне лада. Определение простых интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов. Тональная перестройка на основе интервалов.

Интервалы в ладу: все чистые, большие, малые интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 8-10 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится.

Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия с обращениями), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный с обращениями). Тональная перестройка на основе трезвучий и их обращений, а также уменьшенного септаккорда.

Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора, увеличенные трезвучия на VIb ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора с обращениями. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней с обращениями. Аккордовые последовательности, включающие 8-10 аккордов.

Последовательность проигрывается два раза.

Форма ответа:

● назвать функцию аккорда и вид; ● спеть аккорды; ● сыграть последовательность на фортепиано.

Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование различных видов гамм от любой ступени (натуральный, гармонический, мелодический виды мажора и минора), отдельных ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора (тональности до 5 знаков в ключе). Интонирование альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением.

Устная форма экзамена по сольфеджио предполагает устные задания по музыкальной грамоте по следующим темам: «Кварто-квинтовый круг тональностей»; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм»; «Тональности первой степени родства»; «Наиболее употребительные музыкальные термины»; «Буквенные названия звуков и тональностей»; «Группировка длительностей».

Сольфеджио (устно). ГИТАРА, КОНТРАБАС

Сольфеджио (устно)
Сольфеджирование. Чтение с листа одноголосного музыкального примера (Калмыков, Фридкин «Сольфеджио», часть 1, №№ 331, 335).
Слуховой анализ:
Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов.
Интервалы в ладу: все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 5-7 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится.
Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный в основном виде).
Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора, увеличенные трезвучия на VIb ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора в основном виде. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней в основном виде. Аккордовые последовательности, включающие 5-7 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. В последовательности могут встретиться неполные аккорды (например, тоническое и доминантовое трезвучия без квинтового тона).
Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Пение гамм натурального, гармонического вида мажора, натурального, гармонического, мелодического минора от I, III, V ступени (тональности до 4 знаков в ключе). Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Пение интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз от звука, с последующим разрешением в тональности мажора и минора, а также пение указанных интервалов и аккордов в ладу с разрешением.
Устная форма экзамена по сольфеджио предполагает задания по музыкальной грамоте по следующим темам: «Кварто-квинтовый круг тональностей»; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм звуков и интервалов»; «Тональности первой степени родства»; «Наиболее употребительные музыкальные термины».

Для поступающих на старшие курсы

Поступающие на II курс сдают следующие экзамены:

● Специальность (исполнение сольной программы);
● Сольфеджио (письменно);
● Сольфеджио (устно);
● Элементарная теория музыки в устной форме в виде собеседования;
● Музыкальная литература в устной форме в виде собеседования;
● Фортепиано.

Поступающие на III курс сдают следующие экзамены:

● Специальность (исполнение сольной программы);
● Сольфеджио (письменно);
● Сольфеджио (устно);
● Гармония в письменной форме (задача);
● Гармония в устной форме в виде собеседования;
● Музыкальная литература в устной форме в виде собеседования;
● Фортепиано.

По всем видам вступительных испытаний для поступающих на старшие курсы экзаменационные задания составляются с учетом требований ФГОС СПО по соответствующим специальностям.

по виду инструментов «Оркестровые духовые и ударные инструменты» (флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон (возможно туба, тенор, баритон, саксофон), ударные инструменты

Исполнение сольной программы

Поступающий должен исполнить:

● гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
● этюд;
● две разнохарактерные пьесы, либо часть концерта, сонаты.

Примерные программы

Флейта:

● гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
● этюды Н.Платонова из сборника «24 этюда для флейты»; Э.Келлера из сборника «Этюды для флейты» 1 тетрадь (ор. 33);
● В.Блодек. Концерт, 2 и 3 части; Ф.Пуленк Соната, 1 и 2 части; Я.Стамиц. Концерт, 1 часть.

Гобой:

● гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
● этюды В.Ферлинга из сборника «48 этюдов для гобоя» ор. 31;
● Е.Фиала. Концерт; А.Лядов. Скорбная песнь; Г.Ф.Гендель. Жига.

Кларнет:

● гаммы и арпеджио в тональностя до трех знаков включительно;
● Г.Клозе. Этюд № 3 из сборника «15 этюдов для кларнета»; А.Штарк. Этюд №16 из сборника «36 этюдов для кларнета»;
● Н.Римский-Корсаков. Концерт; К.Вебер. Концертино; А.Лядов. Прелюдия; Л.Обер. Жига.

Фагот:

● гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
● Ю.Вейсенборн. Этюды №№ 10-20 из сборника «Этюды для фагота»;
● А.Вивальди. Соната ми минор, 2 часть;
● В.Купревич. Романс; А.Вивальди. Концерт до мажор, 1 и 2 части.

Саксофон:

● гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
● М.Мюль. Этюды;
● И.С.Бах. Сицилиана и аллегро; М.Готлиб. Концерт, 1 или 2 часть; Р.Бюссер. Астурия.

Валторна:

● гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
● К.Копраш. Этюды №№ 8-10 из сборника «Этюды для валторны (1 и 2 тетради);
● В.А.Моцарт. Концерт № 1, 1 или 2 части, Концерт № 3 I или II-III части. А.Скрябин. Романс; Г.Ф.Гендель. Бурре; А.Экклс. Соната.

Труба:

● гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
● В.Вурм. Этюды №№ 6, 16, 17, 20, 33 из сборника «Избранные этюды для трубы»; С.Баласанян. Этюды из сборника «25 легких этюдов для трубы»;
● В.Щелоков. Концерт № 3; Т.Альбинони. Концерт ми бемоль мажор — 3 и 4 части; Т.Альбинони Концерт соль минор — 1 и 2 части; Ц.Кюи. Восточная мелодия; А.Гедике. Концертный этюд.

Тромбон:

● гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
● Е.Рейхе и другие авторы. Этюды из сборника «Избранные этюды для тромбона» (сост. В.Венгловский), 1 тетрадь; В.Блажевич. Этюды из сборника «Этюды для тромбона», 1 тетрадь;
● Н.Римский-Корсаков. Концерт, 1 часть или 2 и 3 части; И.С.Бах. Ария; А.Вивальди. Аллегро.

Туба:

● гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
● В.Блажевич. Этюд № 8 из сборника «Этюды для тубы», части 1, 2;
● Б.Марчелло. Соната фа мажор, 1 и 2 части или 3 и 4 части; В.Дубовский. Танец и песня; И.С.Бах. Ария и Бурре.

Ударные инструменты:

● гаммы до четырех знаков включительно; арпеджио по звукам малого мажорного и уменьшенного септаккордов;
● М.Гольденберг. Этюд № 1 для ксилофона;
● Г.Рзаев. Скерцо; И.С.Бах. Концерт для скрипки с оркестром ля минор, 3-я часть; А.Вивальди. Концерт для скрипки с оркестром соль минор, 3-я часть.

Сольфеджио (письменно)

Письменная форма предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 7-9 тактов. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4.

Интонационные и ритмические трудности:

● различные виды мажора и минора;
● ритмические группы с шестнадцатыми, длительности с точками, синкопы, триоли.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12 раз в течение 25-30 минут.

Сольфеджио (устно)

Сольфеджирование. Чтение с листа одноголосного музыкального примера (Калмыков, Фридкин «Сольфеджио», часть 1, №№ 331, 335).

Слуховой анализ:

Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора.

Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов.

Интервалы в ладу: все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 5-7 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится.

Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный в основном виде).

Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора, увеличенные трезвучия на VIb ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора в основном виде. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней в основном виде. Аккордовые последовательности, включающие 5-7 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. В последовательности могут встретиться неполные аккорды (например, тоническое и доминантовое трезвучия без квинтового тона).

Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Пение гамм натурального, гармонического вида мажора, натурального, гармонического, мелодического минора от I, III, V ступени (тональности до 4 знаков в ключе). Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Пение интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз от звука, с последующим разрешением в тональности мажора и минора, а также пение указанных интервалов и аккордов в ладу с разрешением.

Устная форма экзамена по сольфеджио предполагает задания по музыкальной грамоте по следующим темам: «Кварто-квинтовый круг тональностей»; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм звуков и интервалов»; «Тональности первой степени родства»; «Наиболее употребительные музыкальные термины».

Для поступающих на старшие курсы

Поступающие на II курс сдают следующие экзамены:

● Специальность (исполнение сольной программы);
● Сольфеджио (письменно);
● Сольфеджио (устно);
● Элементарная теория музыки в устной форме в виде собеседования;
● Музыкальная литература в устной форме в виде собеседования;
● Фортепиано.

Поступающие на III курс сдают следующие экзамены:

● Специальность (исполнение сольной программы);
● Сольфеджио (письменно);
● Сольфеджио (устно);
● Гармония в письменной форме (задача);
● Гармония в устной форме в виде собеседования;
● Музыкальная литература в устной форме в виде собеседования;
● Фортепиано.

По всем видам вступительных испытаний для поступающих на старшие курсы экзаменационные задания составляются с учетом требований ФГОС СПО по соответствующим специальностям.

Поделитесь этой страницей